Лексическое значение слова. 5 класс

Уроки русского языка
Печать
Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 

Понятие «лексическое значение слова» я даю в сопоставлении с понятиями «грамматическое значение слова» и «словообразовательное значение слова». При таком подходе легче усваиваются термины и то, что стоит за ними. Использованы материалы учебника "Русский язык. Лексика. 5 класс" В.В.Репкина и др.

Слово учителя:
- Слово, как и человека, мы можем охарактеризовать с разных сторон. Давайте сначала попробуем охарактеризовать, например, Диму…..
- А теперь посмотрим на слова. Что мы можем сказать о словах разделить, разделишь, разделите, разделим? Чем различаются эти слова? (своим грамматическим значением) (запишем в тетради грамматические значения этих слов). Можно ли подобрать слова с одним и тем же грамматическим значением?
- А вот возьмем слово гусенок. Определите его грамматическое значение (сущ, одуш., м.р., ед.ч., им.п.) Назовите слова с таким же грамматическим значением. Определите грамматическое значение слов гуашь - гуашью, длинный - длинного, быстро.
- Но вернемся к слову гусенок. А как образовано это слово? Определим морфемы, входящие в его состав. Обратимся к словарику морфем. Что обозначает суффикс - енок? Следовательно, значение слова гусенок – «детеныш». Такое значение называется словообразовательным. Назовите слова с таким же словообразовательным значением. Что их все объединяет? (одинаковый суффикс). А у любого слова может быть словообразовательное значение? Например, слово лес. Следовательно, не каждое слово имеет словообразовательное значение.
- Однако, проговорив слово гусенок, мы видим не какого-то аморфного детеныша, перед нами встает вполне конкретный образ – мы видим детеныша гуся. Какая часть слова нам помогает конкретизировать предмет? (корень). «Детеныш гуся» - это лексическое значение слова. Носителем лексического значения слова является корень. Определите лексическое значение слов львенок, зайчонок, жеребенок, волчонок.
- Но какое же из значений главное: грамматическое, словообразовательное или лексическое?
Однажды русский ученый-лингвист (кстати, «ученый-лингвист» - значит, он изучал ..?.. ) Лев Владимирович Щерба однажды предложил своим студентам проанализировать такое предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
- Что понятно в этом предложении?
- Можно ли определить грамматическое значение слов в этом предложении - есть ли у них формы числа, падежа, рода, времени, лица?
- Можно ли определить словообразовательное значение слов, например, у слова бокренок?
- А лексическое значение можно определить? Вот если бы мы с вами знали куздрейский (или бокрейский) язык, возможно, мы смогли бы это сделать. (К сожалению, очень часто наш собственный язык становится для нас «куздрейским», когда мы не стремимся узнать лексическое значение незнакомых для нас слов).
- А вот еще известная фраза: И хрюкотали зелюки, как мумзики в мове. Откуда она? (Льюис Кэрролл. "Алиса в Зазеркалье". Бармаглот). Давайте прочитаем его полностью. (здоровьесберегающая разминка)
- Таким образом, какое значение мы могли бы назвать главным? (лексическое).
- Хотя каждое слово в языке имеет свое особое лексическое значение, значения разных слов так или иначе связаны между собой. Возьмем слова гусь, курица, ворона, орел, воробей. У каждого из них свое лексическое значение. Но что их объединяет? (это «птицы»).
- Можно ли сказать, что слова кавалерия и конница полностью совпадают по своему лексическому значению? (да) А слова противник, враг, недруг? (близки по значению). Как называются слова, близкие по смыслу? А как мы назовем слова друг – враг, холодный – горячий? Дайте определение понятия антоним.
После чтения статьи в учебнике (программа М.М.Разумовской) мы узнаем, что существует несколько способов объяснения лексического значения слов: толковый словарь, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок. И затем разбираем на примерах, представленных в оставшихся слайдах).
Вложения
Download this file (Лексическое значение.pptx)Лексическое значение.pptx[ ]1438 Kb