Л.Толстой "Война и мир" Андрей Болконский

Литература 19 века - Л.Толстой
Печать
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Мечты и разочарования Андрея Болконского

 

Андрей Болконский в салоне Шерер

Впервые с князем Андреем мы встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер, куда тот приходит в сопровождении молодой жены, ожидающей ребёнка. С первых страниц становится ясно, что князь не доволен той жизнью, которую ведет. Салонные разговоры ему надоели, светское общество его тяготит, по отношению к жене он соблюдает лишь внешние приличия. Внутренняя суть конфликта становится нам ясна из разговора Болконского с Пьером Безуховым. Окружающая жизнь тяготит Болконского потому, что не дает проявить себя. Он мечтает о подвиге, о личной славе. Его кумиром, как и Пьера, является Наполеон, который мощью своей личности покорил полмира. Князь сетует на то, что связан по рукам и ногам семейными обязательствами и только это удерживает его от вступления в действующую армию.

Андрей Болконский на поле Аустерлица

Начало военной кампании против Наполеона, в которую Россия вступает на стороне союзников, оказывается достаточно веским поводом для отъезда из дома. Идеалам князя очень скоро суждено осуществиться. Во время Аустерлицкого сражения он подхватывает знамя из рук сраженного пулей знаменосца и поднимает полк в атаку, но и сам оказывается тяжело ранен. Ставя своего героя на грань жизни и смерти, Толстой тем самым проверяет истинность его убеждений, нравственность идеалов – и индивидуалистические мечты Болконского не выдерживают этого испытания. Перед лицом смерти все неистинное, наносное исчезает, и остается лишь бесконечное удивление перед мудростью и извечной красотой природы, воплотившихся в бескрайнем небе Аустерлица.

Впечатление усиливается появлением Наполеона, мелочная радость которого от личной победы посреди груд мертвых тел кажется Болконскому отвратительной и неуместной в сравнении с той истиной, которая открылась ему. Его былой кумир, воплощение индивидуалистической мечты, человек, достигший вершин славы и власти, теперь вызывает у Болконского лишь брезгливую неприязнь. Его раздражает напыщенность Наполеона, убеждение, что он является вершителем истории (вокруг него толпятся приближенные-биографы, готовые внести в исторические анналы каждое сказанное им слово). Даже одобрение Наполеона, высказанное себе лично, Болконский воспринимает с глухим раздражением и ничего не отвечает императору. Идеалы Болконского рассыпаются в прах, но он остается жив – для того, чтобы через некоторое время воскреснуть духовно.

Итак, эпизод, повествующий о ранении князя Андрея на поле Аустерлица, имеет важное значение как в структуре образа Болконского, так и в композиции всего романа. Данный эпизод является первым поворотным моментом на пути духовных исканий Андрея Болконского, во время которого он осознает несостоятельность индивидуалистического мировоззрения и начинает свой тернистый путь к постижению идей «братства» и единения всех людей.

Встреча с Пьером на переправе

Побывав в плену, испытав множество лишений и страданий, Болконский решает, что должен жить во имя долга, ради своей семьи. Но и семейное счастье оказывается недостижимым – «маленькая княгиня» умирает во время родов. Только встреча с Пьером на переправе дает Болконскому надежду на будущее духовное возрождение. Видя внутреннюю опустошенность своего друга, Пьер пытается убедить его, что мир гораздо шире и многообразнее, чем представлялось Андрею, что жить следует для других людей, делая их жизнь лучше и чище, и именно в этом обретать личное счастье. Князь прислушивается к словам Пьера и, пожалуй, впервые за свою жизнь пытается смотреть на окружающую его действительность через призму интересов других людей. Он интересуется жизнью своих крестьян, проводит в имении либеральные реформы, вводит элементы просвещения.

Участие в реформах Сперанского

Пытаясь принести пользу возможно большему количеству людей, князь начинает заниматься государственной деятельностью, работая в комитете по подготовке реформ, которым руководит Сперанский. Однако очень скоро Болконский разочаровывается в этой деятельности, так как не видит конкретных результатов своего труда. Здесь царит та же самая «говорильня», те же сплетни и интриги. Проект военной реформы, подготовленный Андреем на основе глубокого изучения причин поражения в Аустерлицком сражении, тормозится бюрократическими инстанциями. На это накладывается и разочарование в личности самого Сперанского, в котором Болконский начинает замечать неумеренное самолюбование, жажду личной славы и признания, - то есть все то, что Андрей так мучительно преодолевал в себе самом. Блестящий ум Сперанского оказывается бесконечно оторванным от действительности, и его теоретические выкладки практически неосуществимы.

Ночь в Отрадном.

В Отрадное Болконский едет по делам: ему надо решить кое-какие вопросы с графом Ростовым. Тот по-прежнему живет в имении, «принимая у себя всю губернию», с балами и охотами, театрами, обедами и музыкантами. В имении князь Андрей знакомится с Наташей. Она весела и резва. Болконский изумленно смотрит на неё, спрашивая себя, чему она так рада. Вечером князь Андрей долго не может уснуть, после чтения он подходит к окну и случайно слышит разговор из комнаты, расположенной этажом выше. Наташа восторгается прекрасной ночью, говорит, что «этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало», что от счастья ей хочется летать. При звуке Наташиного голоса, полного восхищения природой, в душе князя Андрея «вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул».

Еще не осознавая этого до конца, Болконский чувствует, что его душа словно обновилась, что начался процесс его постепенного выздоровления, возвращение к свету и жизни.

Процесс духовного возрождения своего героя Толстой аллегорически показывает в образе старого дуба, покрытого толстой корой, иссеченного глубокими морщинами, в котором, кажется, уже не осталось никакой жизни и который с весной, несмотря ни на что, тянет ветви навстречу солнцу и снова покрывается молодой, свежей листвой.

Итак, эпизод, повествующий о поездке князя Андрея в Отрадное, имеет важное значение как в структуре образа Болконского, так и в композиции всего романа. Данный эпизод является одним из поворотных моментов на пути духовных исканий Андрея Болконского, во время которого он осознает, что мир прекрасен, полон радости и света, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Этот эпизод является вехой, которая отмечает конец разрушения его прежней индивидуалистической философии и начало обретения новой, основанной на идеях «братства» и единения с народом.

Участие в войне 1812 года

Отечественная война, по словам Болконского, становится «личным делом каждого русского человека», и он не колеблясь принимает командование полком. Он отказывается от должности адъютанта Кутузова, предпочитая «делать дело» в боевом строю, а не в штабных коридорах, воевать вместе с обыкновенными солдатами и, если придется, отдать свою жизнь за общее дело – освобождение Отечества. Встретившись с Пьером накануне Бородинского сражения, князь говорит именно об этом. Жить одной жизнью со своим народом, разделять все его чаяния, надежды, невзгоды, страдания и радости – именно это становится главным для Болконского. Он внимателен к своим солдатам, к их нуждам и мыслям – и солдаты платят ему взаимностью, даже между собой называя «наш князь».

Смерть князя Андрея

Внешне смерть князя лишена всякого героизма – он погибает от шального ядра. На этот раз нет ни знамени, ни полка, увлеченного в атаку, как это было во время Аустерлица, но именно этим Толстой подчеркивает сопричастность Болконского судьбам простых безымянных солдат, которые тысячами гибли во имя Отечества на том месте, куда их поставила необходимость.

Как бы в награду за это Толстой удостаивает своего героя, пусть и непродолжительного, личного счастья. Свои последние дни Болконский проводит с Наташей, и именно в это время ему открывается понимание того, что настоящая любовь – это в том числе и умение прощать. Он осознает, что сам виноват в разрушении своего личного счастья, так не имел права судить свою возлюбленную, не должен был «проверять» ее чувств долгой разлукой. Болконский умирает духовно просветленным, поняв, что «весь мир – это любовь», что истинно христианское единение людей на основе взаимной любви и гармонии возможно, что оно есть, и что его только надо увидеть и понять.