Пошлость и мещанство в понимании и изображении А.П.Чехова

Литература 20 века - А.Чехов
Печать
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Развернутый план сочинения на тему:

«Пошлость и мещанство в понимании и изображении А. П. Чехова».

  1. I. Вступление

«Его врагом была пошлость…» (М. Горький). Пошлость, мещанство, обывательщина – это, в понимании Чехова, отсутствие духовных интересов, равнодушие, нравственная деградация, застой, эгоизм.

  1. II. Главная часть
  1. Ценности, важные для обывателя. Это прежде всего спокойное существование. Достигнув своего, обыватель больше ни к чему не стремится, он доволен собой и даже счастлив («Крыжовник», «Ионыч»). О таком «сытом», «ленивом» счастье Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Самодовольство – главная психологическая черта мещанина.
  2. Пошлость прикрывается зачастую видимостью «высших» интересов («салон» Веры Иосифовны в рассказе «Ионыч», философствование Рагина в «Палате № 6», теории Гурова в «Даме с собачкой»). «Красивые» фразы чаще всего служат ширмой для мелких чувств, нежелания думать, эгоизма (Рябовский в «Попрыгунье», Лида в «Доме с мезонином», отец Сисой в «Архиерее» и др.).
  3. «Футлярная психология» как свойство мещанства. Страх перед всем, что может нарушить покой мещанина, особенно перед проявлениями внешней и внутренней свободы («Человек в футляре», «Унтер Пришибеев»). Жизнь мещанства – это ущербная жизнь по принципу «как бы чего не вышло». Жизнь, «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне» («Человек в футляре»).
  4. Как человек становится обывателем? Опасность этого процесса, по Чехову, в том, что он протекает постепенно и незаметно. Предпосылкой обыкновенно является недостаток внутренней культуры, неумение, а часто и нежелание сопротивляться пошлости. Неприметно для себя человек утрачивает высокие цели и интересы и начинает жить очень удобной и приятной жизнью, ни о чем не беспокоясь и ни к чему, кроме сытости, довольства, богатства и т.п., не стремясь. Наиболее полно этот процесс прослежен Чеховым в рассказах «Учитель словесности» и «Ионыч».

III. Заключение

Пошлость и мещанство для Чехова – это наиболее сильный враг всего молодого, честного, творческого, одухотворенного. Враг этот страшен прежде всего тем, что сидит в каждом человеке и незаметно превращает его в обывателя.

 

По материалам книги А.Б.Есина «Сквозные темы
в русской литературе XIX-XX веков». – М.: 2009

Вернуться на страницу "А.П.Чехов"