Учителю для урока русского языка словесник /index.php?option=com_content&view=section&id=16&Itemid=29 Sat, 16 Oct 2021 12:37:47 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management; jQuery++ Intergator by tushev.org ru-ru В.Высоцкий Баллада о борьбе /index.php?option=com_content&view=article&id=953:2020-10-20-17-04-34&catid=85:2013-02-20-17-47-47&Itemid=168 /index.php?option=com_content&view=article&id=953:2020-10-20-17-04-34&catid=85:2013-02-20-17-47-47&Itemid=168

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден
Их возраст и быт —
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид,
Но одежды латали
Нам матери в срок —
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Принимавшие вой,
Тайну слова "приказ",
Назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам
Не давали остыть,
И прекраснейших дам
Обещали любить;
И, друзей успокоив
И ближних любя,
Мы на роли героев
Вводили себя.

Только в грёзы нельзя насовсем убежать:
Краткий век у забав — столько боли вокруг!
Попытайся ладони у мёртвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев
Ещё тёплым мечом
И доспехи надев, —
Что почём, что почём!
Разберись, кто ты: трус
Иль избранник судьбы —
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили его — не тебя,

Ты поймёшь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал —
Это смерти оскал!
Ложь и зло — погляди,
Как их лица грубы,
И всегда позади
Вороньё и гробы!

Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, —
Значит в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит нужные книги ты в детстве читал!

1975



Источник: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/stihi/606.htm
]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Задушевное Tue, 20 Oct 2020 17:02:37 +0000
Научиться читать выразительно! /index.php?option=com_content&view=article&id=844:2017-01-07-12-28-53&catid=43:2012-12-15-14-36-56&Itemid=30 /index.php?option=com_content&view=article&id=844:2017-01-07-12-28-53&catid=43:2012-12-15-14-36-56&Itemid=30 Михаил Козаков в одном из интервью сказал: «… Когда ты выбираешь стихи, ты всегда один, ты отвечаешь сам за себя, тебе никто не нужен. Ни декорации, ни свет… Я читаю поэзию не только для публики, я читаю ее во многом для себя самого. Чтение стихов — это как будто ты служишь мессу, словно ты священник… Ты должен стремиться только к окончательной гармонии, чтобы… и у публики, и у тебя в душе что-то происходило, гармонизировалось в некое стройное здание, которое ты строишь, читая эти стихи и вставляя что-то от себя об этом поэте или об этом стихотворении. Иосиф Бродский как-то сказал, что в идеале каждое стихотворение ты шепчешь на ухо Богу. Вот и надо стараться читать, исполнять, импровизировать так, чтобы потом ощутить: да, получилось».
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/070117/32931/
Михаил Козаков в одном из интервью сказал: «… Когда ты выбираешь стихи, ты всегда один, ты отвечаешь сам за себя, тебе никто не нужен. Ни декорации, ни свет… Я читаю поэзию не только для публики, я читаю ее во многом для себя самого. Чтение стихов — это как будто ты служишь мессу, словно ты священник… Ты должен стремиться только к окончательной гармонии, чтобы… и у публики, и у тебя в душе что-то происходило, гармонизировалось в некое стройное здание, которое ты строишь, читая эти стихи и вставляя что-то от себя об этом поэте или об этом стихотворении. Иосиф Бродский как-то сказал, что в идеале каждое стихотворение ты шепчешь на ухо Богу. Вот и надо стараться читать, исполнять, импровизировать так, чтобы потом ощутить: да, получилось
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/070117/32931/
Михаил Козаков в одном из интервью сказал: «… Когда ты выбираешь стихи, ты всегда один, ты отвечаешь сам за себя, тебе никто не нужен. Ни декорации, ни свет… Я читаю поэзию не только для публики, я читаю ее во многом для себя самого. Чтение стихов — это как будто ты служишь мессу, словно ты священник… Ты должен стремиться только к окончательной гармонии, чтобы… и у публики, и у тебя в душе что-то происходило, гармонизировалось в некое стройное здание, которое ты строишь, читая эти стихи и вставляя что-то от себя об этом поэте или об этом стихотворении. Иосиф Бродский как-то сказал, что в идеале каждое стихотворение ты шепчешь на ухо Богу. Вот и надо стараться читать, исполнять, импровизировать так, чтобы потом ощутить: да, получилось".
Бродский, Козаков и Бутман. Дуэт для голоса и сакс https://www.youtube.com/watch?v=4BPo1jlI1Sg

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки литературы Sat, 07 Jan 2017 12:25:27 +0000
А.Вертинский Доченьки /index.php?option=com_content&view=article&id=921:2019-12-20-09-14-15&catid=85:2013-02-20-17-47-47&Itemid=168 /index.php?option=com_content&view=article&id=921:2019-12-20-09-14-15&catid=85:2013-02-20-17-47-47&Itemid=168 А.Н. Вертинский   Доченьки

У меня завелись ангелята,

Завелись среди белого дня.

Всё, над чем я смеялся когда-то,

Всё теперь восхищает меня!

Жил я шумно и весело, каюсь,

Но жена всё к рукам прибрала,

Совершенно со мной не считаясь,

Мне двух дочек она родила.

Я был против. Начнутся пелёнки...

Для чего свою жизнь осложнять?

Но залезли мне в сердце девчонки,

Как котята в чужую кровать!

И теперь с новым смыслом и целью

Я, как птица, гнездо своё вью

И порою над их колыбелью

Сам себе удивлённо пою:

Доченьки, доченьки,

Доченьки мои!

Где ж вы, мои ноченьки,

Где ж вы, соловьи?..

Много русского солнца и света

Будет в жизни дочурок моих.

И что самое главное - это

То, что Родина будет у них!

Будет дом. Будет много игрушек.

Мы на ёлку повесим звезду.

Я каких-нибудь добрых старушек

Специально для них заведу.

Чтобы песни им русские пели,

Чтобы сказки ночами плели,

Чтобы тихо года шелестели,

Чтобы детства забыть не могли.

Правда, я постарею немного,

Но душой буду юн, как они!

И просить буду доброго Бога,

Чтоб продлил мои грешные дни.

Вырастут доченьки,

Доченьки мои...

Будут у них ноченьки,

Будут соловьи!

А закроют доченьки

Оченьки мои,

Мне споют на кладбище

Те же соловьи!

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Задушевное Fri, 20 Dec 2019 09:09:17 +0000
Что мы знаем о русском языке (8 класс) /index.php?option=com_content&view=article&id=831:-8-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 /index.php?option=com_content&view=article&id=831:-8-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ (8 КЛАСС)

(методическая разработка)

 

Тема урока: «Что мы знаем о русском языке» (8 класс)

Тип урока:  смешанный

Модель урока: перевернутый класс

Содержательная цель: формирование системы понятий.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Задачи урока:

1) Выстроить систему понятий, изученных на уроке и дома.

2) Найти причины того, почему мы не всегда понимаем речь, звучащую, казалось бы, на русском языке.

3) Познакомиться с особенностями говоров Вологодской области.

Личностные результаты: понимание языка, литературы и культуры как основных национально-культурных ценностей российского общества.

 

Предварительное домашнее задание: (для формирования ИКТ-компетентности обучающихся возможно выполнение в Google документах, открытых для совместного доступа. Доступ обеспечивает руководитель группы. На странице прописываются состав группы, задачи группы, план рассказа и др. по заданию)

1 группа

Задание:

Просмотреть видео «Восточные славяне. Образование древнерусского государства». Составить список ключевых слов и  план рассказа, отвечающего на вопрос: как знание истории образования Древнерусского государства помогает нам объяснить родство русского, украинского и белорусского языков. Подготовить рассказ по данному плану и ключевым словам.

2 группа

Задание:

Посмотреть презентацию на тему «Русский язык в семье славянских языков».

Выполнить задания:

1. Составьте план рассказа о старославянском языке. Подготовьте рассказ по плану.

2. К данным старославянизмам подберите  соответствующие русские слова:

Прах –                       Глава-           Нрав –                       Елень –

Невежда –               Чуждый –     Страна –                  Краткий –

Врата -

3. Прочитайте и сопоставьте тексты. Найдите черты сходства и различия. Сделайте вывод, какие из данных языков являются родственными и почему.

 

3 группа

Задание:

Опираясь на рисунок «Карта диалектов», подумайте, какую информацию вам надо найти, чтобы составить рассказ на данную тему. Найдите необходимую информацию. Выпишите определения понятий наречие, диалект, говор. Составьте план рассказа. Подготовьте рассказ по плану.

 

Примечание: члены групп по желанию могут получить дополнительные отметки, во внеурочное время рассказав учителю подготовленный рассказ по плану.

Сценарий урока.

Этап 1 (мотивационный).

Обучающиеся слушают и смотрят фрагмент видеозаписи (Сказка «Репка» на украинском языке). Можно предложить и печатный текст сказки.

Этап 2 (целеполагание)

- Какие вопросы при слушании у вас возникли? Попробуем сформулировать задачу сегодняшнего урока в виде вопроса (почему мы не всегда понимаем речь, звучащую, казалось бы, на русском языке?)

Этап 3 (актуализация знаний и их применение).

- Итак, сегодня мы будем разбираться, казалось бы, с русским языком. Работу эту вы начали еще дома. У каждой из 3 групп были свои задания. Проверим их выполнение.

3.1.

-Перед вами в виде графического изображения представлена картина образования, в том числе, и русского языка. Вторая группа, опираясь на схему и домашнее задание, расскажите нам, какое место занимает русский язык в семье славянских языков.

 

- Получается, что общим языком славян до 5 века н.э. являлся праславянский язык. О чем говорит приставка пра- ? Подберите похожие слова.

 

- А что мы можем сказать по поводу этой таблицы? Вторая группа, вы проверяете и дополняете ответы членов других групп.

 

- Обобщим сказанное: сформулируйте и запишите ответ на вопрос: «Чем объясняется схожее звучание некоторых слов из разных славянских языков?» (ребята записывают ответ в Листе контроля).

- Вторая группа, представьте правильный ответ на вопрос. Обратите, пожалуйста, внимание на пунктуационное оформление предложения.

- Одно из заданий у второй группы звучало так:

Прочитайте и сопоставьте тексты. Найдите черты сходства и различия. Сделайте вывод, какие из данных языков являются родственными и почему.

1. Я оставил Пугачева и вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная. Месяц и звезды ярко сияли, освещая площадь и виселицу. В крепости все было спокойно и темно.

(А.Пушкин. Капитанская дочка)

2. Мин Пугачев яныннан урамга чыктым. Тqн тыныч hэм салкым иде. Ай белэн йолдызлар, яп-якты булып янып, мэйданны hэм дар агачаларын яктырталар. Крепстьта тыныч hэм карангы.  (Перевод А.Шамова)

3. Аз оставих Пугачов и излязох на улицата. Нощта беше тиха и мразовита. Месецът и звездите светяха силно и осветяваха площада и бесилката. Навсекъде в крепостта беше спокойно и тъмно. (Перевод С.Андреева)

 

- Так какие из этих текстов написаны на родственных языках? Может, смогут ответить ребята из других групп? Что  добавят ребята из второй группы, работающие над этим заданием? (Родственные языки представлены в 1 и 3 текстах, потому что в них есть схожие слова и по звучанию, и по грамматическим признакам, и по значению. Например, слова оставил -оставих, тихая - тиха, морозная - мразовита, месяц-месецьт и т.д. Эти слова похожи по звучанию, у них одинаковые грам. признаки (гл. оставил, прил. морозная, сущ. месяц), лексическое значение слов тоже одинаковое.

Язык, представленный во 2 тексте, не является родственным другим, так как нет сходства  даже на фонетическом уровне).

 

3.2.

- Восточнославянский язык называют также древнерусским. Почему? Кто, кроме 1 группы, сможет ответить? (ответы ребят). Первая группа, поправляйте, добавляйте.

- Итак, русский, украинский и белорусский языки являются родственными, потому что …  Продолжите фразу в Листе контроля.

- Первая группа, представьте для сравнения свой вариант ответа.

 

- На этой схеме не отражено еще одно понятие – старославянский язык. Почему? Отвечает вторая группа (это первый письменный язык, на Руси появился вместе с христианством в 11 веке, и вплоть до 17 века существовали два языка: древнерусский и старославянский).

 

- Какие русские слова соответствуют данным старославянизмам:

Прах –                       Глава-                         Нрав –                       Елень –

Невежда –               Чуждый –                   Страна –                  Краткий –

Врата –

(Порох, голова, норов, олень, невежа, чужой, сторона, короткий, ворота)

- Все ли соответствующие русские слова  совпадают со старославянскими по значению? (невежа - грубый, невоспитанный, невежливый человек., невежда - малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан. Это паронимы. Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различающиеся частично или полностью значением).

 

- Закрепим услышанное. Задание 3 в Листе контроля.  Соедините стрелочками термины и их определения.

Праславянский

(общеславянский) язык

Первый литературный язык славян, созданный Кириллом и Мефодием
Восточнославянский (древнерусский) язык Общий язык славян (X в. до н.э. – I–V вв. н.э.)
Старославянский язык Язык восточных славян Киевской Руси VI–XVII вв.

 

- В сущности, мы готовы с вами озвучить 1 причину того, почему мы не всегда понимаем русский язык. Почему? (возможно, это один из родственных языков, а не русский).

3.3.

- Попробуем определить еще одну причину. Посмотрим еще одну видеозапись.

(сказка «Морозко», записанная в Кич-Городецком районе Вологодской области, в пересказе студентки Вологодского университета Кати Куваевой).

- Вы, конечно, знаете эту сказку. О чем в ней говорится?  И эта сказка звучит вроде на русском языке, а не совсем понятно. Почему? В этом нам поможет разобраться третья группа.

3.4.

- Третья группа, расскажите, что отражено на карте диалектов, данной вам для работы.

 

- Таким образом, какое наречие характерно для Вологодской области? (северное). Интересно отметить, что даже в разных районах Вологодской области есть свои отличия. Об этом мы можем узнать в книге «Культура Вологодского края». Давайте почитаем об этом (стр. 168 - 169).

- Думаю, что, наверно, кто-то из вас запутался в трех терминах: наречие, диалект, говор. Третья группа, помогите нам в них разобраться..

 

НАРЕЧИЕ - совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами.

ДИАЛЕКТ — (от греч. dialektos – говор, наречие). Разновидность общенародного языка, определяемая ограниченным числом людей, связанных территориальной (территориальный диалект), социальной (социальный диалект), профессиональной (профессиональный диалект) общностью (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ГОВОР — разновидность языка, используемая жителями одного или нескольких соседних, обычно сельских населенных пунктов и обладающая некоторыми специфическими чертами на разных уровнях языковой структуры (Большой Энциклопедический словарь).

3.5.

- А теперь проведем небольшое исследование. Вам в группах нужно будет определить, какие особенности вологодских говоров проявились в лирической песне «Летавши по воле». Записана она была в Никольском районе в деревне Калинино в 1969 году. Сначала прослушаем песню. Затем, воспользовавшись материалами страниц 169-170 из книги «Культура Вологодской области» и текстом песни, вы проведете это исследование.

 

- Что выяснили? Не показалась ли вам эта песня знакомой? (похожа на стихотворение А.Пушкина «Узник»). Предлагаю кому-нибудь взять эти тексты («Летавши по воле» и «Узник» А.Пушкина) для годовой исследовательской работы.

 

- Итак, мы определили две причины, почему нам не всегда понятны тексты, казалось бы, звучащие на русском языке. Назовите первую выявленную нами причину (текст может быть на языке, родственном русскому). Сформулируйте вторую причину (текст звучит на одном из русских диалектов).

Запишите ответ на вопрос «Почему нам не всегда понятны тексты, казалось бы, звучащие на русском языке?» в Листе контроля, используя вводные слова.

- Сравните свой ответ с ответом на слайде (Нам не всегда понятны тексты, казалось бы, звучащие на русском языке, потому что, во-первых, текст может быть на языке, родственном русскому; во-вторых, текст может звучать на одном из русских диалектов).

 

Этап 4 (рефлексивный).

- Оцените свою работу на уроке и дома и работу членов вашей группы (задание 5 в Листе контроля). Руководители группы, оцените работу вашей группы в целом и обоснуйте свою оценку.

Закончить урок можно прослушиванием и просмотром видеозаписи песни Б.Гребенщикова «Вороника на крыльце», с предложением проанализировать текст этой песни и ее художественное оформление автором ролика в ходе годовой исследовательской работы.

 

Домашнее задание (на выбор):

1) Вологодские говоры в  лирической песне «Летавши по воле» (письменное оформление исследования, проведенного в классе)

2) Письменное оформление любого фрагмента сказки «Морозко», записанной в Кич-Городецком районе Вологодской области, в пересказе студентки Вологодского университета Кати Куваевой.

3) Упр. 1, 4(1) из учебника для 8 класса «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской.

4) Сочинение-рассуждение «Зачем необходимо сохранять  и изучать говоры?» (объем - не менее 2 страниц)

 

 

Приложение 1.

Лист контроля

___________________________________________________

Ф.И. ученика

 

Задание 1. Сформулируйте и запишите ответ на вопрос: «Чем объясняется схожее звучание некоторых слов из разных славянских языков?»

__________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Продолжите фразу:

Русский, украинский и белорусский языки являются родственными, потому что …

__________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Соедините стрелочками термины и их определения.

 

Праславянский

(общеславянский) язык

Первый литературный язык славян, созданный Кириллом и Мефодием

Восточнославянский (древнерусский) язык

Общий язык славян (X в. до н.э. – I–V вв. н.э.)

Старославянский язык

Язык восточных славян Киевской Руси VI–XVII вв.

 

Задание 4. Запишите ответ на вопрос «Почему нам не всегда понятны тексты, казалось бы, звучащие на русском языке?»

_______________________________________________________________________________

Задание 5.

Оцени свою работу в группе над домашним заданием:

1

2

3

4

5

 

Оцени работу группы над домашним заданием:

1

2

3

4

5

 

 

Оцени свою работу на уроке:

1

2

3

4

5

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки русского языка Wed, 28 Sep 2016 18:13:06 +0000
Изучаем "Горе от ума" А.Грибоедова. Тест /index.php?option=com_content&view=article&id=728:-q--q--&catid=43:2012-12-15-14-36-56&Itemid=30 /index.php?option=com_content&view=article&id=728:-q--q--&catid=43:2012-12-15-14-36-56&Itemid=30 ...

Кому из персонажей комедии принадлежат эти слова?

О ком из персонажей комедии и кто говорит эти слова?

1) Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтеньи прок-та не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

2)   Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!

3) В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.

4)  А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!

5)         Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать, и ездить так далёко?

6) Когда ж пространствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!

7) Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.

8) Ах! к воспитанью перейдем.
Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?

9) По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил.

10) Служить бы рад, прислуживаться тошно.

 

11) Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,
А при звездах не все богаты, между нами;

12) Он слова умного не выговорил сроду, —
Мне все равно, что за него, что в воду.

13) Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой; но потом
Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,
И редко посещал наш дом;
Потом опять прикинулся влюбленным,
Взыскательным и огорченным!!.

14) Он за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!

15) А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.

16) Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.

17)     За армию стоит горой,
И прямизною стана,
Лицом и голосом герой...

18) Вот он, на цыпочках, и не богат словами;

19) Ушел!.. Ах! от господ подалей;
У них беды себе на всякий час готовь,
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

20) Кто другой так мирно всё уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет,
В нем Загорецкий не умрет!


]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки литературы Fri, 16 Oct 2015 20:11:44 +0000
Вера Полозкова Как наступает старость /index.php?option=com_content&view=article&id=917:2019-12-10-13-59-09&catid=85:2013-02-20-17-47-47&Itemid=168 /index.php?option=com_content&view=article&id=917:2019-12-10-13-59-09&catid=85:2013-02-20-17-47-47&Itemid=168 ВЕРА ПОЛОЗКОВА

КАК НАСТУПАЕТ СТАРОСТЬ

а ты не знал, как наступает старость -

когда все стопки пахнут корвалолом,

когда совсем нельзя смеяться, чтобы

не спровоцировать тяжелый приступ кашля,

когда очки для близи и для дали,

одни затем, чтобы найти другие

а ты не думал, что вставная челюсть

еду лишает половины вкуса,

что пальцы опухают так, что кольца

в них кажутся вживлёнными навечно,

 

что засыпаешь посреди страницы,

 

боевика и даже разговора,

не помнишь слов "ремень" или "косынка",

когда берёшься объяснить, что ищешь

мы молодые гордые придурки.

счастливые лентяи и бретёры.

до первого серьёзного похмелья

нам остается года по четыре,

до первого инсульта двадцать восемь,

до первой смерти пятьдесят три года;

поэтому когда мы видим некий

"сердечный сбор" у матери на полке

мы да, преисполняемся презренья

(ещё скажи - трястись из-за сберкнижки,

скупать сканворды

и молитвословы),

когда мы тоже не подохнем в тридцать -

на ста восьмидесяти вместе с мотоциклом

влетая в фуру, что уходит юзом, -

напомни мне тогда о корвалоле,

об овестине и ноотропиле,

очки для дали - в бардачке машины.

для близи - у тебя на голове.

 

Еще несколько

Вера Полозкова  Города  и Числа   часть 1 часть 2 часть 3 часть 4

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Задушевное Tue, 10 Dec 2019 13:52:25 +0000
К сочинению-размышлению /index.php?option=com_content&view=article&id=820:2016-06-21-15-39-02&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 /index.php?option=com_content&view=article&id=820:2016-06-21-15-39-02&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 Для  того чтобы у ребят появилась мотивация к написанию сочинения, надо их чем-то задеть. Для этого можно использовать, например, следующее стихотворение.

Бывают люди – мячики.

Они, над неудачами

По жизни лихо скачут

И никогда не плачут

Заденешь – не заметят.

Ударишь – не ответят.

А след их – звон пустой всего

Да пыль. И больше ничего.

Бывают люди - лодочки

Обычно по серёдочке

Плывут, без сожаления.

Куда несёт течение.

Заденешь – удивляются.

Ударишь – закачаются.

Они не оставляют след.

Им до следов и дела нет.

Бывают люди – ручейки.

Отбившиеся от реки.

Текут, где их не просят.

Во всё смятенье вносят.

Заденешь – растекутся.

Ударишь – разревутся.

Им всё равно куда идти.

Нет цели – нет конца пути.

Бывают люди – огоньки.

На фоне будничной тоски

Они горят, искрятся.

Их участь – выделяться.

Заденешь – согревают.

Ударишь – обжигают.

Их след ведёт в страну мечты.

Скажи, а кто по жизни ты?

Милолика Покровская

 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки русского языка Tue, 21 Jun 2016 15:34:51 +0000
Изучаем "Горе от ума" А.Грибоедова. Чацкий /index.php?option=com_content&view=article&id=727:-q-q-&catid=43:2012-12-15-14-36-56&Itemid=30 /index.php?option=com_content&view=article&id=727:-q-q-&catid=43:2012-12-15-14-36-56&Itemid=30 В драматическом произведении мы узнаем о герое из его слов и со слов других персонажей. Что вы думаете об этом герое комедии А.Грибоедова?

Чацкий Александр Андреич

Чацкий

О Чацком

Хотел объехать, целый свет,
И не объехал сотой доли.

 

Лиза

Но будь военный, будь он статский,
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!

Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом;
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
Прямой был век покорности и страха,
Всё под личиною усердия к царю.

София

Он славно
Пересмеять умеет всех;
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким можно смех.

Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив.
Вот об себе задумал он высоко...
Охота странствовать напала на него,
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать, и ездить так далёко?

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Не человек, змея!

Ваш век бранил я беспощадно,

Фамусов:

этот франт-приятель;
Отъявлен мотом, сорванцом;

Нет, нынче свет уж не таков.

…  Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.

Фамусов:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти — так был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой;
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...

А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв...

Мне весело, когда смешных встречаю,
А чаще с ними я скучаю.

 

Когда в делах, я от веселий прячусь,
Когда дурачиться: дурачусь;
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.

 

 

 



«Горе от ума». Чацкий — Б. Ливанов. Спектакль Московского Художественного Академического театра им. М. Горького. Фото 1938

 



«Горе от ума». Чацкий. Художник П. Соколов. 1866

 



«Горе от ума». Чацкий — В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1906–1916

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки литературы Fri, 16 Oct 2015 20:04:59 +0000
Осеннее... /index.php?option=com_content&view=article&id=903:2019-09-11-12-02-25&catid=85:2013-02-20-17-47-47&Itemid=168 /index.php?option=com_content&view=article&id=903:2019-09-11-12-02-25&catid=85:2013-02-20-17-47-47&Itemid=168 Есть время природы особого света,
неяркого солнца, нежнейшего зноя.
Оно называется
бабье лето
и в прелести спорит с самою весною.

Уже на лицо осторожно садится
летучая, легкая паутина...
Как звонко поют запоздалые птицы!
Как пышно и грозно пылают куртины!

Давно отгремели могучие ливни,
всё отдано тихой и темною нивой...
Всё чаще от взгляда бываю счастливой,
всё реже и горше бываю ревнивой.

О мудрость щедрейшего бабьего лета,
с отрадой тебя принимаю... И всё же,
любовь моя, где ты, аукнемся, где ты?
А рощи безмолвны, а звезды всё строже...

Вот видишь - проходит пора звездопада,
и, кажется, время навек разлучаться...
...А я лишь теперь понимаю, как надо
любить, и жалеть, и прощать, и прощаться.

Ольга Берггольц

 

 

Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут сказать?
...А она все собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.

МАРГАРИТА АЛИГЕР.
1954.

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Задушевное Wed, 11 Sep 2019 12:00:55 +0000
Изучаем "Горе от ума" А.Грибоедова. Скалозуб /index.php?option=com_content&view=article&id=726:-q-q-&catid=43:2012-12-15-14-36-56&Itemid=30 /index.php?option=com_content&view=article&id=726:-q-q-&catid=43:2012-12-15-14-36-56&Itemid=30 В драматическом произведении мы узнаем о герое из его слов и со слов других персонажей. Что вы думаете об этом герое комедии А.Грибоедова?

Скалозуб Сергей Сергеич

Скалозуб

О Скалозубе

 

Ученостью меня не обморочишь;
Скликай других, а если хочешь,
Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Волтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикнете, так мигом успокоит.

 

Чацкий:

А тот —
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие манёвров и мазурки!

 

Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.

Лиза:

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,
Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;
Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

 

Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.

Давно полковники, а служите недавно.


Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.


Не жалуюсь, не обходили,
Однако за полком два года поводили.

 

Нет-с, ста́рее меня по корпусу найдутся,
Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу;
Мне только бы досталось в генералы.

София

Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду, —
Мне все равно, что за него, что в воду

 

 

Лиза

Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер;

 

 

Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы.

 

 

 

 



«Горе от ума». Скалозуб — В. Ершов. Спектакль Московского Художественного Академического театра им. М. Горького. Фото 1938

 



«Горе от ума». Скалозуб. Художник Н. Кузьмин. 1948


«Горе от ума». Скалозуб — С. Головин. Спектакль Московского Малого театра. Фото 1911

 

 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки литературы Fri, 16 Oct 2015 19:57:34 +0000