Учителю для урока русского языка словесник /index.php?option=com_content&view=category&id=44&Itemid=29 Mon, 15 Aug 2022 03:25:36 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management; jQuery++ Intergator by tushev.org ru-ru Что мы знаем о русском языке (8 класс) /index.php?option=com_content&view=article&id=831:-8-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 /index.php?option=com_content&view=article&id=831:-8-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ (8 КЛАСС)

(методическая разработка)

 

Тема урока: «Что мы знаем о русском языке» (8 класс)

Тип урока:  смешанный

Модель урока: перевернутый класс

Содержательная цель: формирование системы понятий.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Задачи урока:

1) Выстроить систему понятий, изученных на уроке и дома.

2) Найти причины того, почему мы не всегда понимаем речь, звучащую, казалось бы, на русском языке.

3) Познакомиться с особенностями говоров Вологодской области.

Личностные результаты: понимание языка, литературы и культуры как основных национально-культурных ценностей российского общества.

 

Предварительное домашнее задание: (для формирования ИКТ-компетентности обучающихся возможно выполнение в Google документах, открытых для совместного доступа. Доступ обеспечивает руководитель группы. На странице прописываются состав группы, задачи группы, план рассказа и др. по заданию)

1 группа

Задание:

Просмотреть видео «Восточные славяне. Образование древнерусского государства». Составить список ключевых слов и  план рассказа, отвечающего на вопрос: как знание истории образования Древнерусского государства помогает нам объяснить родство русского, украинского и белорусского языков. Подготовить рассказ по данному плану и ключевым словам.

2 группа

Задание:

Посмотреть презентацию на тему «Русский язык в семье славянских языков».

Выполнить задания:

1. Составьте план рассказа о старославянском языке. Подготовьте рассказ по плану.

2. К данным старославянизмам подберите  соответствующие русские слова:

Прах –                       Глава-           Нрав –                       Елень –

Невежда –               Чуждый –     Страна –                  Краткий –

Врата -

3. Прочитайте и сопоставьте тексты. Найдите черты сходства и различия. Сделайте вывод, какие из данных языков являются родственными и почему.

 

3 группа

Задание:

Опираясь на рисунок «Карта диалектов», подумайте, какую информацию вам надо найти, чтобы составить рассказ на данную тему. Найдите необходимую информацию. Выпишите определения понятий наречие, диалект, говор. Составьте план рассказа. Подготовьте рассказ по плану.

 

Примечание: члены групп по желанию могут получить дополнительные отметки, во внеурочное время рассказав учителю подготовленный рассказ по плану.

Сценарий урока.

Этап 1 (мотивационный).

Обучающиеся слушают и смотрят фрагмент видеозаписи (Сказка «Репка» на украинском языке). Можно предложить и печатный текст сказки.

Этап 2 (целеполагание)

- Какие вопросы при слушании у вас возникли? Попробуем сформулировать задачу сегодняшнего урока в виде вопроса (почему мы не всегда понимаем речь, звучащую, казалось бы, на русском языке?)

Этап 3 (актуализация знаний и их применение).

- Итак, сегодня мы будем разбираться, казалось бы, с русским языком. Работу эту вы начали еще дома. У каждой из 3 групп были свои задания. Проверим их выполнение.

3.1.

-Перед вами в виде графического изображения представлена картина образования, в том числе, и русского языка. Вторая группа, опираясь на схему и домашнее задание, расскажите нам, какое место занимает русский язык в семье славянских языков.

 

- Получается, что общим языком славян до 5 века н.э. являлся праславянский язык. О чем говорит приставка пра- ? Подберите похожие слова.

 

- А что мы можем сказать по поводу этой таблицы? Вторая группа, вы проверяете и дополняете ответы членов других групп.

 

- Обобщим сказанное: сформулируйте и запишите ответ на вопрос: «Чем объясняется схожее звучание некоторых слов из разных славянских языков?» (ребята записывают ответ в Листе контроля).

- Вторая группа, представьте правильный ответ на вопрос. Обратите, пожалуйста, внимание на пунктуационное оформление предложения.

- Одно из заданий у второй группы звучало так:

Прочитайте и сопоставьте тексты. Найдите черты сходства и различия. Сделайте вывод, какие из данных языков являются родственными и почему.

1. Я оставил Пугачева и вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная. Месяц и звезды ярко сияли, освещая площадь и виселицу. В крепости все было спокойно и темно.

(А.Пушкин. Капитанская дочка)

2. Мин Пугачев яныннан урамга чыктым. Тqн тыныч hэм салкым иде. Ай белэн йолдызлар, яп-якты булып янып, мэйданны hэм дар агачаларын яктырталар. Крепстьта тыныч hэм карангы.  (Перевод А.Шамова)

3. Аз оставих Пугачов и излязох на улицата. Нощта беше тиха и мразовита. Месецът и звездите светяха силно и осветяваха площада и бесилката. Навсекъде в крепостта беше спокойно и тъмно. (Перевод С.Андреева)

 

- Так какие из этих текстов написаны на родственных языках? Может, смогут ответить ребята из других групп? Что  добавят ребята из второй группы, работающие над этим заданием? (Родственные языки представлены в 1 и 3 текстах, потому что в них есть схожие слова и по звучанию, и по грамматическим признакам, и по значению. Например, слова оставил -оставих, тихая - тиха, морозная - мразовита, месяц-месецьт и т.д. Эти слова похожи по звучанию, у них одинаковые грам. признаки (гл. оставил, прил. морозная, сущ. месяц), лексическое значение слов тоже одинаковое.

Язык, представленный во 2 тексте, не является родственным другим, так как нет сходства  даже на фонетическом уровне).

 

3.2.

- Восточнославянский язык называют также древнерусским. Почему? Кто, кроме 1 группы, сможет ответить? (ответы ребят). Первая группа, поправляйте, добавляйте.

- Итак, русский, украинский и белорусский языки являются родственными, потому что …  Продолжите фразу в Листе контроля.

- Первая группа, представьте для сравнения свой вариант ответа.

 

- На этой схеме не отражено еще одно понятие – старославянский язык. Почему? Отвечает вторая группа (это первый письменный язык, на Руси появился вместе с христианством в 11 веке, и вплоть до 17 века существовали два языка: древнерусский и старославянский).

 

- Какие русские слова соответствуют данным старославянизмам:

Прах –                       Глава-                         Нрав –                       Елень –

Невежда –               Чуждый –                   Страна –                  Краткий –

Врата –

(Порох, голова, норов, олень, невежа, чужой, сторона, короткий, ворота)

- Все ли соответствующие русские слова  совпадают со старославянскими по значению? (невежа - грубый, невоспитанный, невежливый человек., невежда - малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан. Это паронимы. Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различающиеся частично или полностью значением).

 

- Закрепим услышанное. Задание 3 в Листе контроля.  Соедините стрелочками термины и их определения.

Праславянский

(общеславянский) язык

Первый литературный язык славян, созданный Кириллом и Мефодием
Восточнославянский (древнерусский) язык Общий язык славян (X в. до н.э. – I–V вв. н.э.)
Старославянский язык Язык восточных славян Киевской Руси VI–XVII вв.

 

- В сущности, мы готовы с вами озвучить 1 причину того, почему мы не всегда понимаем русский язык. Почему? (возможно, это один из родственных языков, а не русский).

3.3.

- Попробуем определить еще одну причину. Посмотрим еще одну видеозапись.

(сказка «Морозко», записанная в Кич-Городецком районе Вологодской области, в пересказе студентки Вологодского университета Кати Куваевой).

- Вы, конечно, знаете эту сказку. О чем в ней говорится?  И эта сказка звучит вроде на русском языке, а не совсем понятно. Почему? В этом нам поможет разобраться третья группа.

3.4.

- Третья группа, расскажите, что отражено на карте диалектов, данной вам для работы.

 

- Таким образом, какое наречие характерно для Вологодской области? (северное). Интересно отметить, что даже в разных районах Вологодской области есть свои отличия. Об этом мы можем узнать в книге «Культура Вологодского края». Давайте почитаем об этом (стр. 168 - 169).

- Думаю, что, наверно, кто-то из вас запутался в трех терминах: наречие, диалект, говор. Третья группа, помогите нам в них разобраться..

 

НАРЕЧИЕ - совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами.

ДИАЛЕКТ — (от греч. dialektos – говор, наречие). Разновидность общенародного языка, определяемая ограниченным числом людей, связанных территориальной (территориальный диалект), социальной (социальный диалект), профессиональной (профессиональный диалект) общностью (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ГОВОР — разновидность языка, используемая жителями одного или нескольких соседних, обычно сельских населенных пунктов и обладающая некоторыми специфическими чертами на разных уровнях языковой структуры (Большой Энциклопедический словарь).

3.5.

- А теперь проведем небольшое исследование. Вам в группах нужно будет определить, какие особенности вологодских говоров проявились в лирической песне «Летавши по воле». Записана она была в Никольском районе в деревне Калинино в 1969 году. Сначала прослушаем песню. Затем, воспользовавшись материалами страниц 169-170 из книги «Культура Вологодской области» и текстом песни, вы проведете это исследование.

 

- Что выяснили? Не показалась ли вам эта песня знакомой? (похожа на стихотворение А.Пушкина «Узник»). Предлагаю кому-нибудь взять эти тексты («Летавши по воле» и «Узник» А.Пушкина) для годовой исследовательской работы.

 

- Итак, мы определили две причины, почему нам не всегда понятны тексты, казалось бы, звучащие на русском языке. Назовите первую выявленную нами причину (текст может быть на языке, родственном русскому). Сформулируйте вторую причину (текст звучит на одном из русских диалектов).

Запишите ответ на вопрос «Почему нам не всегда понятны тексты, казалось бы, звучащие на русском языке?» в Листе контроля, используя вводные слова.

- Сравните свой ответ с ответом на слайде (Нам не всегда понятны тексты, казалось бы, звучащие на русском языке, потому что, во-первых, текст может быть на языке, родственном русскому; во-вторых, текст может звучать на одном из русских диалектов).

 

Этап 4 (рефлексивный).

- Оцените свою работу на уроке и дома и работу членов вашей группы (задание 5 в Листе контроля). Руководители группы, оцените работу вашей группы в целом и обоснуйте свою оценку.

Закончить урок можно прослушиванием и просмотром видеозаписи песни Б.Гребенщикова «Вороника на крыльце», с предложением проанализировать текст этой песни и ее художественное оформление автором ролика в ходе годовой исследовательской работы.

 

Домашнее задание (на выбор):

1) Вологодские говоры в  лирической песне «Летавши по воле» (письменное оформление исследования, проведенного в классе)

2) Письменное оформление любого фрагмента сказки «Морозко», записанной в Кич-Городецком районе Вологодской области, в пересказе студентки Вологодского университета Кати Куваевой.

3) Упр. 1, 4(1) из учебника для 8 класса «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской.

4) Сочинение-рассуждение «Зачем необходимо сохранять  и изучать говоры?» (объем - не менее 2 страниц)

 

 

Приложение 1.

Лист контроля

___________________________________________________

Ф.И. ученика

 

Задание 1. Сформулируйте и запишите ответ на вопрос: «Чем объясняется схожее звучание некоторых слов из разных славянских языков?»

__________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Продолжите фразу:

Русский, украинский и белорусский языки являются родственными, потому что …

__________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Соедините стрелочками термины и их определения.

 

Праславянский

(общеславянский) язык

Первый литературный язык славян, созданный Кириллом и Мефодием

Восточнославянский (древнерусский) язык

Общий язык славян (X в. до н.э. – I–V вв. н.э.)

Старославянский язык

Язык восточных славян Киевской Руси VI–XVII вв.

 

Задание 4. Запишите ответ на вопрос «Почему нам не всегда понятны тексты, казалось бы, звучащие на русском языке?»

_______________________________________________________________________________

Задание 5.

Оцени свою работу в группе над домашним заданием:

1

2

3

4

5

 

Оцени работу группы над домашним заданием:

1

2

3

4

5

 

 

Оцени свою работу на уроке:

1

2

3

4

5

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки русского языка Wed, 28 Sep 2016 18:13:06 +0000
К сочинению-размышлению /index.php?option=com_content&view=article&id=820:2016-06-21-15-39-02&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 /index.php?option=com_content&view=article&id=820:2016-06-21-15-39-02&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 Для  того чтобы у ребят появилась мотивация к написанию сочинения, надо их чем-то задеть. Для этого можно использовать, например, следующее стихотворение.

Бывают люди – мячики.

Они, над неудачами

По жизни лихо скачут

И никогда не плачут

Заденешь – не заметят.

Ударишь – не ответят.

А след их – звон пустой всего

Да пыль. И больше ничего.

Бывают люди - лодочки

Обычно по серёдочке

Плывут, без сожаления.

Куда несёт течение.

Заденешь – удивляются.

Ударишь – закачаются.

Они не оставляют след.

Им до следов и дела нет.

Бывают люди – ручейки.

Отбившиеся от реки.

Текут, где их не просят.

Во всё смятенье вносят.

Заденешь – растекутся.

Ударишь – разревутся.

Им всё равно куда идти.

Нет цели – нет конца пути.

Бывают люди – огоньки.

На фоне будничной тоски

Они горят, искрятся.

Их участь – выделяться.

Заденешь – согревают.

Ударишь – обжигают.

Их след ведёт в страну мечты.

Скажи, а кто по жизни ты?

Милолика Покровская

 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки русского языка Tue, 21 Jun 2016 15:34:51 +0000
Диктант с предварительной визуальной подготовкой. Беседа за чаем. /index.php?option=com_content&view=article&id=606:2015-01-01-19-23-42&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 /index.php?option=com_content&view=article&id=606:2015-01-01-19-23-42&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 ...

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной.4 Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал.

Говорили в основном насчёт поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.

(116 слов)             (По И.В. Сорокиной.)

 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки русского языка Thu, 01 Jan 2015 19:20:50 +0000
Тесты по комплексному анализу текста 8-9 классы (продолжение) /index.php?option=com_content&view=article&id=570:-----8-9--&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 /index.php?option=com_content&view=article&id=570:-----8-9--&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 Текст № 6

(1) В то лето я жил в маленьком северном городе (2) Город стоял на берегу реки. (3) По реке плыли теплоходы, белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными черной смолой бортами. (4) У берега стояла пристань пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью и во­блой. (5) На пристани этой редко кто сходил, разве только пригородные колхозники в базарный день да унылые командировочные в серых плащах приез­жавшие из области на лесозавод.     (Ю. Казаков.)

  1. Определите стиль речи.

а)       художественный

б)       разговорный

в)       научный

г)       публицистический

2. Назовите тип речи.

а)       описание

б)      повествование

в)       рассуждение

г)       сочетание описания с рассуждением

3. Какие средства использованы для связи предложе­ний?

а)       лексический повтор

б)       местоимение

в)       синонимы

г)       слова со значением «целое и его части»

4. Установите способ связи 1, 2, 3-го предложений.

а)       1-е и 2-е — последовательный, 2-е и 3-е — па­раллельный

б)       1-е и 2-е — параллельный, 2-е и 3-е — последо­вательный

в)       1-е и 2-е — последовательный, 2-е и 3-е — после­довательный

г)       1-е и 2-е — параллельный, 2-е и 3-е — парал­лельный

5. Какая из характеристик художественного стиля неверна?

а)      сфера применения — язык художественной ли­тературы

б)      функция — информация

в)      ведущие стилевые черты— образность, кон­кретность, эмоциональность

г)      форма — письменная

6. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

а)      3-е

б)      4-е, 5-е

в)      4-е, 3-е

г)      3-е

7. В каких предложениях используется причастный оборот? Подчеркните в тексте.

а)      в 1-м и 3-м

б)      в 3-м и 4-м

в)      во 2-м и 5-м

г)      в 3, 4 и 5-м

_______________________________________________________________________________

Текст № 7

(1) Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось ост­рой бритвой и ставят цветы в воду комнатной температуры. (2) Через два-три часа заворачивают букет н газету и кладут на нижнюю полку холодильника. (3) На третий день проверяют букет, снова подрезают стебли на 1—2 см, часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.

  1. Определите стиль речи.

а)      разговорный

б)      научный

в)      деловой

г)      публицистический

2. Назовите тип речи.

а)       описание

б)      повествование

в)      рассуждение

г)      сочетание повествования с описанием

3. Какие средства использованы для связи предложе­ний?

а)       только лексический повтор

б)      только контекстный синоним

в)      только единство видовременных форм глагола

г)       синоним, единство видовременных форм глаго­ла, лексический повтор одновременно

4. Установите способ связи предложений.

а)       только последовательный

б)       только параллельный

в)       1-е и 2-е— последовательный, 2-е и 3-е — па­раллельный

г)       1-е и 2-е — параллельный, 2-е и 3-е — последо­вательный

5. Какая из характеристик официально-делового стиля неверна?

а)       сфера применения — делопроизводство, область правовых отношений

б)      основная функция — сообщение, инструкция

в)       ведущие стилевые черты — точность, не допус­кающая инотолкований, стандартизованность речи

г)       форма использования языка — устная

6. Укажите предложения с пунктуационной ошиб­кой.

а)       1-е

б)       2-е

в)       2-е, 3-е

г)       3-е

7. В каких предложениях используется причастный оборот?

а)       в 1-м и 3-м

б)       в 1-м

в)       во 2-м и 3-м

г)       во 2-м

_________________________________________________________________________________________________

Текст № 8

(1) Наконец около полуночи усталый хозяин пре­кратил танцы, приказал давать ужин, а сам отпра­вился спать. (2) Отсутствие Кирила Петровича прида­ло обществу более свободы и живости. (3) Кавалеры осмелились занять место подле дам. (4) Девицы смеялись и перешептывались со своими соседями, дамы громко разговаривали через стол. (5) Мужчины пи­ли, спорили, хохотали. (6) Словом ужин был чрезвычайно весел и оставил о себе много приятных воспоминаний.   (А. Пушкин.)

  1. Расчлените текст на абзацы. Начало абзаца обозначьте цифрой предложения.

а)       2                  в) 3

б)       2, 5              г) 6

2. Назовите тип речи.

а)       повествование

б)       описание

в)       рассуждение

г)       повествование и описание

3. В каком случае средство связи предложений определено неверно?

а)       1-е и 2-е — контекстный синоним

б)       1-е и 2-е — местоимение

в)       3, 4, 5-е — единство видовременных форм глаголи

г)       3, 4, 5-е — имена существительные одной тематической группы

4. Установите способ связи предложений.

а)       1-е и 2-е — последовательный, 3, 4, 5-е — последовательный

б)       1-е и 2-е — последовательный, 3, 4, 5-е — параллельный

в)       1-е и 2-е — параллельный, 3, 4, 5-е — последовательный

г)       1-е и 2-е — параллельный, 3, 4, 5-е — параллельный

5.  Какая из характеристик художественного стиля неверна?

а)      сфера применения – искусство, словесное творчество

б)      функция – эстетическое воздействие

в)      ведущая стилевая черта — информативность

г)      форма использования языка — письменная

6. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

а)      1-е

б)      2-е, 4-е

в)      1-е, 4-е

г)      6-е

7. Укажите предложения с вводным словом.

а)      1-е

б)      1-е и 6-е

в)      2-е и 1-е

г)      6-е

_________________________________________________________________________________

Текст № 9

 

(1) У широкой степной дороги называемой боль­шим шляхом ночевала отара овец. (2) Стерегли ее два пастуха. (3) Один старик лет восьмидесяти ле­жал на животе у самой дороги положив локти на пыльные листья подорожников. (4) Другой молодой парень с густыми черными бровями и безусый ле­жал на спине  положив руки под голову и глядел вверх на небо.    (А. Чехов.)

  1. Определите стиль речи.

а)      разговорный

б)      публицистический

в)     деловой

г)      художественный

2. Назовите тип речи

а)      повествование

б)     описание

в)     рассуждение

г)     сочетание повествования с описанием

3. Установите способ связи предложений в тексте.

а)      параллельный

б)      последовательный

в)      параллельный (1-е и 2-е), последовательный (3-е и 4-е)

г)      последовательный (1-е и 2-е), параллельный (3-е и 4-е)

4. Назовите средства связи предложений текста.

а)      местоимения

б)      синонимы

в)      союзы

г)      антонимы

5.Чем является выделенное словосочетание?

а)      подлежащим

б)      именным сказуемым

в)      обособленным приложением

г)      обособленным несогласованным определением

6. В каких предложениях есть обособленные опреде­ления? Подчеркните их, указав определяемое слово.

а)      в 1-м и 4-м

б)      в 3-м и 4-м

в)      в 1-м и 3-м

г)      в 4-м и 2-м

7. Сколько обособленных обстоятельств в тексте? Подчеркните их.

а)     одно

б)        два

в)       три

г)    четыре

8. Сколько запятых пропущено в тексте? Расставьте их.

а)  одна

б)  девять

в)  пять

г)  семь

9. Какой частью речи является слово один в 3-м предложении?

а)      числительным

б)      существительным

в)      местоимением

г)      прилагательным

______________________________________________________________________

Текст № 10

(1) Зазеленела старая и вылезающая иглами моло­дая трава; надулись почки калины смородины и липкой спиртовой березы на обсыпанной золотым цветом лозине загудела пчела. (2) Залились (не)види­мые жаворонки над бархатом зелени заплакали чи­бисы над налившимися бурою (не)убравшеюся водою низами и болотами и высоко пролетели с весенним гоготанием журавли и гуси. <...> (3) Пришла настоя­щая весна.

(Л. Толстой.)

1. Определите стиль речи.

а)      разговорный

б)      публицистический

в)      художественный

г)      научный

2. Назовите тип речи.

а)      повествование

б)      описание

в)      рассуждение

г)      сочетание описания с повествованием

3. Установите способ связи предложений в тексте

а)      последовательный

б)      параллельный

в)      параллельный (1-е и 2-е), последовательный (2-е и 3-е)

г)         последовательный (1-е и 2-е), параллельный (2-е и 3-е)

4. Назовите средства связи предложений в тексте.

а)      местоимение

б)      лексический повтор

в)      синонимы

г)      единство видовременных форм глагола, словооб­разовательные повторы

5. Сколько причастных оборотов в тексте?

а)         один

б)         два

в)         три

г) четыре

6. Сколько раз встречаются в тексте ряды однород­ных определений?

а)         один

б)         два

в)         три

г)        четыре

7. Сколько запятых пропущено в тексте?

а)         одна

б)         две

в)         три

г)      четыре

8. Как пишется не с выделенными словами?

а)      слитно в обоих случаях

б)      раздельно в обоих случаях

в)      слитно в первом случае, раздельно — во втором

г)      раздельно в первом случае, слитно — во втором

9. Какое слово соответствует модели: приставка – корень – суффикс – окончание:

а)      вылезающая

б)    невидимая

в)      обсыпанная

г)      налившимися

 

{jcomments on}

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки русского языка Tue, 18 Nov 2014 19:29:35 +0000
Тесты по комплексному анализу текста 8-9 классы (из методического пособия для 8 класса. Программа М.М.Разумовской) /index.php?option=com_content&view=article&id=569:-8-9-8-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 /index.php?option=com_content&view=article&id=569:-8-9-8-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 Текст № 1

(1) Выйдя из парка бродячая труппа спустилась крутой, сыпучей тропинкой к морю. (2) Здесь горы отступив немного назад дали место неширокой пло­ской полосе покрытой ровными, обточенными прибо­ем камнями. (3) Недалеко от берега кувыркались в воде дельфины показывая из нее на мгновение свои жирные, круглые спины. (4) Вдали на горизонте не­подвижно стояли розовеющие на солнце паруса ры­бачьих лодок.

(По А. Куприну.)

1. Укажите ошибку в характеристике текста.

а)         стиль речи: художественный

б)         тип речи: соединение повествования с описанием

в)         способ связи 2, 3, 4-го предложений: последовательный

г)         средства связи: наречия места, сочетание слов со значением места

2. Сколько в тексте деепричастных оборотов? Выпишите их.

а)         два

б)         три

в)         четыре

г)         пять

3. В каких предложениях используется причастный оборот? Выпишите их вместе с определяемым словом.

а)         в 1-м и 2-м

б)         во 2-м и 3-м

в)         во 2-м и 4-м

г)         в 1-м и 3-м

4. Скольких запятых недостает в тексте?

а)         двух

б)         трех

в)         четырех

г)         пяти

5. Какие разряды наречий встречаются в тексте? Докажите.

а)         места и времени

б)         образа действия и времени

в)         образа действия и места

г)         места, степени и образа действия

_________________________________________________________________________________________

Текст № 2

(1) Между каменной стеной и растущими вдоль нее кипарисами была узкая темная лазейка. (2) Не раздумывая подчиняясь одному чувству страха Сергей юркнул в нее и побежал вдоль стены. (3) Острые иглы кипарисов густо и едко пахнувшие смолой хлестали его по лицу. (4) Он спотыкался о корни, падал разбивая себе в кровь руки, но тотчас же вставал и опять бежал вперед согнувшись почти вдвое не слыша своего крика. (А. Куприн.)

1. Укажите ошибку в характеристике текста.

а) задача речи: изобразить, нарисовать слонами картину

б)      стиль речи: художественный

в)      тип речи: описание

г)      средства связи предложений: местоимения, лексический повтор

2. Сколько запятых пропущено в предложениях текста? Расставьте их.

а)      четыре

б)      шесть

в)      семь

г)      пять

3. Сколько деепричастных оборотов имеется в тексте? Подчеркните их.

а)      четыре

б)      пять

в)      три

г)      шесть

4. Какие разряды наречий встречаются в тексте? Докажите.

а)      образа действия

б)      меры и степени

в)      времени, места

г)      все четыре указанных разряда

5. В каких предложениях текста используется при­частный оборот? Подчеркните в тексте.

а)      в 1-м и 4-м

б)      в 1-м и 2-м

в)      в 1-м и 3-м

г)      в 3-м и 4-м

д)      во 2-м и 3-м

е)      во 2-м и 4-м

______________________________________________________________________________

Текст № 3

(1) Верх стены был утыкан вмазанными в известку бутылочными осколками, но Сергей не задумался над этим. (2) Мигом схватив поперек туловища Арто он поставил его передними лапами на стену. (3) Умный пес мгновенно понял его. (4) Он быстро вскарабкался на стену и замахав хвостом победно залаял. (5) За ним очутился на стене и Сергей, как раз в то время, когда из расступившихся ветвей кипарисов выгляну­ла фигура сторожа.  (А. Куприн.)

1. Укажите ошибку в характеристике текста.

а)      стиль речи: художественный

б)      тип речи: описание

в)      задача речи: изобразить, нарисовать словом картину

г)       средства связи предложений: местоимение, контекстный синоним, лексический повтор

2. Сколько в тексте деепричастных оборотов? Подчеркните их.

а)       четыре

б)       три

в)       два

г)       один

3. В каких предложениях есть причастный оборот? Подчеркните их.

а)       в 1-м и 2-м

б)       в 1-м и 3-м

в)       во 2-м и 4-м

г)       в 1-м и 5-м

4. Какие разряды наречий встречаются в тексте? Докажите.

а)       места

б)       времени

в)       образа действия

г)       меры и степени

5. Сколько запятых пропущено в тексте? Расставьте их в тексте.

а)       четыре

б)       три

в)       две

г)       одна

_________________________________________________________________________________________

Текст № 4

(1) Наконец Сергей выбился из сил. (2) Он сел под дерево, прижался к стволу изнемогшим от усталости телом и зажмурил глаза. (3)Арто тихо повизгивал уткнув морду в колени мальчика. (4) Сергей 6eccoзнательно поднял глаза кверху и вдруг, охваченный невероятной радостью вскочил: он увидел, что степи напротив была очень низкая.            (По А. Куприну.)

  1. Укажите ошибку в характеристике текста.

а)      стиль речи: художественный

б)      тип речи: описание

в)      способ связи предложений: параллельный

г)      средства связи: местоимение, лексический пов­тор, контекстный синоним

2. Сколько в тексте деепричастных оборотов? Подчеркните их.

а)      четыре

б)      три

в)      два

г)      один

3. В каких предложениях используется причастный оборот? Подчеркните их.

а)      во 2-м и 4-м

б)      в 3-м и 4-м

в)      в 3-м и 5-м

г)      во 2-м и 3-м

4. Какие разряды наречий встречаются в тексте? Докажите.

а)      времени и образа действия

б)      места и времени

в)      времени, места, образа действия

г)      времени, места, образа действия, степени

5. Сколько запятых пропущено в тексте? Расставьте их в тексте.

а)      четыре

б)      три

в)      две

г)      одна

__________________________________________________________________________

Текст № 5

(1) Сергей мчался, как птица, часто ударяя о зем­лю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружины. (2) Рядом с ним скакал заливаясь радостным лаем Арто. (3) Сзади тяжело грохотал по песку дворник яростно рычавший какие-то ругательства.      (А. Куприн)

  1. Укажите ошибку в характеристике текста.

а)      стиль речи: разговорный

б)      тип речи: описание (действия)

в)      средства связи: местоимение, наречия места

г)      задача речи: изобразить, нарисовать словом картину бега

2. Сколько деепричастных оборотов в тексте? Подчеркните.

а)      один

б)      два

в)      три

г)      нет

3. В каких предложениях используется причастный оборот? Подчеркните.

а)      в 1-м и 3-м

б)      в 1-м

в)      во 2-м и 3-м

г)      в 3-м

4. Какие разряды наречий встречаются в тексте?

а)      образа действия

б)      меры и степени

в)      места

г)      образа действия, места

5. Сколько запятых пропущено в тексте? Расставьте их.

а)      одна

б)      две

в)      три

г)      нет пропущенных знаков

{jcomments on}

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки русского языка Tue, 18 Nov 2014 19:18:19 +0000
8 класс. Проверочная работа № 1 (программа М.М.Разумовской) /index.php?option=com_content&view=article&id=568:8-1-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 /index.php?option=com_content&view=article&id=568:8-1-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 БЛОК А

А1) Замените словосочетание «парижских сражений», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

А2) Замените словосочетание «глядел с уважением», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

А3) Замените словосочетание «слёз матери», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

А4) Замените словосочетание «диванная подушка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

А5) Замените словосочетание «театральный двор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

БЛОК Б

Выпишите грамматическую основу предложения:

Б1) А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филиппок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

Б2) Детское ликование не остановить.

Б3) У Мешкова отроду не было внутренних тормозов.

Б4) Девочку звали Алиса.

Б5) Весной на улицах города, благоухающих сиренью, мне удивительно хорошо.

 

БЛОК В

Укажите количество грамматических основ в предложении:

В1) Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах.

В2) А глупая кряква, облетев порядочный круг и убедившись, что лисица ушла, опустилась на своё гнездо, проверила, все ли одиннадцать бледно-зелёных яиц налицо, и, опустив нос, полузадремала.

В3) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.

В4) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

В5) Ребята, гляньте, не иначе медведь тут зимовал.

 

БЛОК Г

Укажите предложения с несогласованным определением:

1. Днём её примнут колёса автомобилей, но сейчас по траве ходит голубь и урчит.

2. Река проснулась, она заворочалась, подставляя солнцу свою остывшую за ночь чешую.

3. В воде отразилось далёкое облако.

4. А потом наступило долгое затишье.

5. Днем Настена возила с гумна солому на колхозный двор и всякий раз, спускаясь с горы, как завороженная посматривала на баню.

6. Местный народ, кстати, с этим переименованием почему-то не согласился.

7. В доме напротив сидит на подоконнике девушка-красавица.

8. Насыщенные холодом тучи ползли над Царицыном.

9. Шёл тяжёлый сорок первый год.

10. Каждую ночь мы ползли к немецким окопам в надежде поймать «языка».

 

БЛОК Д

Выпишите предложения. Подчеркните сказуемое. Рядом напишите его вид.

  1. Наступило новое утро.
  2. От скуки девочка начала придумывать разные истории.
  3. Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.
  4. Щенок стал весело бегать за собственным хвостом.
  5. Пусть всегда будет солнце!
  6. Мама вернулась из поездки усталая.
  7. Мартышка вздумала трудиться.
  8. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.
  9. Червонец был запачкан и в пыли.
  10. Шли два приятеля вечернею порой.
{jcomments on}
]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки русского языка Tue, 18 Nov 2014 19:08:50 +0000
Входной контроль Русский язык 8 класс /index.php?option=com_content&view=article&id=546:----8-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 /index.php?option=com_content&view=article&id=546:----8-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 Административная контрольная работа по русскому языку.

8 класс.

Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями. Справа и слева отвесно вздымались черные стены. Вверху виднелась далекая полоска синеющего неба. В ущелье было свежо, но скоро мальчикам стало жарко. Они, тяжело дыша, упорно шли вперед, торопясь засветло добраться до лагеря.

«Берегись, ребята!» - неожиданно крикнул Никита. Толстая змея с блестящей чешуей, переливающейся на солнце, скользила навстречу мальчикам. В нескольких шагах от них она замерла, потом чуть пошевелила хвостом, вскинула голову и, разинув розовую пасть, зашипела. Раздвоенный язычок ее беззвучно метался в пасти.

Никита швырнул в змею камень. Она стрелой метнулась в его сторону. Он едва успел отбежать. Ребята, спотыкаясь и падая, бросились в разные стороны, но бежать по камням было нелегко. А змея и не собиралась их преследовать.

Отдышавшись, друзья снова стали карабкаться вверх.

 

Тест:

А1 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)                   - Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

2)                   Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...

3)                   Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

4)                   Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

А2 Укажите ошибочное суждение.

1)                   В слове НЕИЗВЕСТНЫХ буква Т обозначает непроизносимый звук.

2)                   В слове ВХОДЯ первый звук -[ф].

3)                   В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)                   В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв.

А3 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1)подивилась            2) вклинилась           3) касаются    4) написал

А4 В каком слове правописание приставки определяется её значением - «приближение»?

1)пришли       2) привычный           3) прикрыла              4) прислушалась

А5 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1)бесценные              2) сосредоточена      3) напряжённо          4) деревянная

В1 Замените разговорное слово «пошушукались» (Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: «Это же всё ненастоящее!») стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Выпишите грамматическую основу из предложения: Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

В3 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и, (4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:

- Ступайте,(6) дети. Я очень устала.

В4 Укажите количество грамматических основ в предложении: Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. Ответ запишите цифрой.

В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

-Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно.(5) чтобы я слышала.

 

 

Номер задания

Правильный ответ

A1

2

А2

4

А3

3

А4

1

А5

4

В1

пошептались <или> пошептали

В2

создают

В3

1,2 <или> 2,1

В4

3

В5

2,3,5 <или любая другая последовательность этих цифр>

 

Анализ контрольной работы.

8 класс.

Программа М.М.Разумовской

8аб – Степяк Г.В.

8в – Ильиных И.В.

8 «а»

8 «б»

Сводн. табл.

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

В классе

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполняли

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень «5»

 

 

 

 

 

 

 

 

Хороший уровень «4»

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворительный уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

Критический уровень «2»

 

 

 

 

 

 

 

 

Недопустимый уровень «1»

 

 

 

 

 

 

 

 

Типичные ошибки:

Проверяемая безуд.гласная

 

 

 

 

 

 

 

 

Непроверяем. гласная в корне

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание приставок

 

 

 

 

 

 

 

 

Тся и ться в глаголах

 

 

 

 

 

 

 

 

Н и НН в причастиях

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончания прилаг. и причаст.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прав-ние наречий

 

 

 

 

 

 

 

 

Однородные члены предлож.

 

 

 

 

 

 

 

 

Причастный оборот

 

 

 

 

 

 

 

 

Деепричастный оборот

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложение с прямой речью

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращение

 

 

 

 

 

 

 

 

Запятая перед союзом но

 

 

 

 

 

 

 

 

Восклицательное предложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделаны ошибки

Задание А1

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание А2

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание А3

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание А4

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание А5

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В1

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В2

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В3

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В4

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень «5»

0 – 6 ошибок

Хороший уровень «4»

7 – 14 ошибок

Удовлетворительный уровень

15 – 23 ошибок

Критический уровень «2»

23 – 30 ошибки

Недопустимый уровень «1»

Более 30

 

 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки русского языка Mon, 22 Sep 2014 19:49:37 +0000
Входной контроль Русский язык 7 класс /index.php?option=com_content&view=article&id=545:----7-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 /index.php?option=com_content&view=article&id=545:----7-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 Административная контрольная работа по русскому языку.

7 класс.

Внезапный вихрь.

Перед вечером небо как-то неожиданно быстро стало расчищаться. Тучи, лежавшие неподвижной ровной пеленой, разорвались. Облака имели разлохмаченный вид, угрожающе двигались друг к другу. Вдруг налетел такой сильный шквал, что столетние деревья закачались, как слабые тростники. В воздухе закружилась сухая трава, мелкие сучья и листва, сорванная с деревьев.

Какая-то птица пыталась бороться с разбушевавшейся стихией, но скоро выбилась из сил. Внезапно один кедр накренился и со страшным грохотом рухнул на землю, увлекая за собой соседний молодняк.

Свирепствовавший около часа вихрь внезапно затих. В лесу опять стало тихо.

Тест.

А1 Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «служить»: У собаки было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить.

1) быть работником                                              3) быть пригодным, полезным

2) нести воинскую службу                                              4) стоять на задних лапах

А2. Укажите ошибочное суждение.

1)   В слове СЕРДЦА согласный [д] не произносится.

2)   В слове ВСПОМИНАЯ первый звук — [ф].

3)   В слове СЧАСТЬЯ два слога.

4)    В слове ВВЕЛА количество букв и звуков совпадает.

А3. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) убегала                        2) показать                      3) замерла                       4) непримиримую

А4. В каком слове правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия»?

1) прикрыла                    2) прибежали                  3) привыкли                   4) приходивших

А5 В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением)?

1) деревянной                 2) нанесённые                3) посторонние               4) единственное

В1 Замените разговорное слово «стремглав» в предложении У собаки  было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. - стилистически нейтральным синонимом

В2 Выпишите грамматическую основу предложения Перед вечером небо как-то неожиданно быстро стало расчищаться.

В3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но страх,/1* наверное,/2*  не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца,/3*  и всякий раз при виде людей,/4*  при их приближении она терялась и ждала побоев.

В4. Укажите, чем осложнено предложение Вдруг налетел такой сильный шквал, что столетние деревья закачались, как слабые тростники.

В5. Укажите числом, сколько грамматических основ в предложении Внезапно один кедр накренился и со страшным грохотом рухнул на землю, увлекая за собой соседний молодняк.

Анализ контрольной работы.

7 класс.

Программа М.М.Разумовской

7ав Ясинская С.Г.

7бг Дурягина Н.В.

7 «а»

7 «б»

7 «в»

7 «г»

Сводн. табл.

Чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

В классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполняли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень «5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хороший уровень «4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворительный уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критический уровень «2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недопустимый уровень «1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типичные ошибки

Проверяемая безуд.гласная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непроверяем. гласная в корне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парный согласный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непроизносимый согласный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздельное правописание  предлогов и приставок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончания прилагательных и причастий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однородные члены предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причастный оборот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деепричастный оборот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный оборот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструкция с союзом что.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделаны ошибки

Задание А1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание А2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание А3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание А4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание А5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень «5»

0 – 6 ошибок

Хороший уровень «4»

7 – 14 ошибок

Удовлетворительный уровень

15 – 23 ошибок

Критический уровень «2»

23 – 30 ошибки

Недопустимый уровень «1»

Более 30

 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки русского языка Mon, 22 Sep 2014 19:48:17 +0000
Входной контроль Русский язык 6 класс /index.php?option=com_content&view=article&id=544:----6-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 /index.php?option=com_content&view=article&id=544:----6-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 Административная контрольная работа по русскому языку.

6 класс

Дуб

(1)Дуб — удивительное дерево. (2)Он распускается позднее других деревьев. (3)Лес стоит зеленый, один дуб чернеет. (4)Но он дольше всех деревьев не сбрасывает листвы осенью.
(5)Когда наступает мороз, листья на дубе свертываются в трубочки. (6)Иногда они держатся всю зиму.
(7)Молния ударит в него, и все равно весной распустятся на нем зеленые листочки.
(8)В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч, зимует летучая мышь.
(9)Иногда видишь, что далеко от леса растут молодые дубки. (10)Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. (11)Это сойка осенью подбирала их и забыла о них, а они проросли. (94 слова)

(По Г. Снегиреву)

Тест.

А1. Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «резко»: Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко

1) грубо       2) четко       3) внезапно       4) порывисто

А2. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ГИГАНТСКОГО согласный звук [т] не произносится.

2) В слове ТЕПЕРЬ все согласные звуки мягкие.

3) В слове ВСКОРЕ первый звук — [ф].

4) В слове ЯСНЫХ количество звуков и букв совпадает.

А3. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

1) квартира   2) захотят       3) болеют       4) движение

А4. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного?

1)                 рассказал      2) бесшумно       3) всмотревшись      4) изваяние

В1. Замените разговорное слово «страшно» в предложении На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. - стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Выпишите грамматическую основу из предложения 1.

В3. Выпишите предложение с однородными членами.

В4.Укажите числом, сколько грамматических основ в предложении: В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч, зимует летучая мышь.

Анализ контрольной работы.

6 класс.

Пр. М.М.Разумовской

6 «а»

6 «б»

6 «в»

6 «г»

Сводн. табл

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

В классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполняли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень «5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хороший уровень «4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворительный уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критический уровень «2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недопустимый уровень «1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяем. безуд.гл. в корне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непроверяемая безуд. гласная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парный согласный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непроизносимый согласный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь после шипящих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гласная в окончании глаголов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тся – ться в глаголах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание предлогов и приставок (слитно/раздельно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание приставок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запятая перед союзами а, но

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бессоюзная связь однородных членов предложения, БСП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пунктуационная ошибка при союзе и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пункт. ошибка в конструкциях с союзами что, когда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделаны ошибки

Задание А1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание А2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание А3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание А4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень «5»

0 – 5 ошибок

Хороший уровень «4»

6 – 11 ошибок

Удовлетворительный уровень

12 – 17 ошибок

Критический уровень «2»

18 – 23 ошибки

Недопустимый уровень «1»

Более 23

 

 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки русского языка Mon, 22 Sep 2014 19:43:22 +0000
Входной контроль Русский язык 5 класс /index.php?option=com_content&view=article&id=543:----5-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 /index.php?option=com_content&view=article&id=543:----5-&catid=44:2012-12-15-16-06-54&Itemid=29 Административная контрольная работа по русскому языку.

5 класс.

Поздняя осень.

Лес уже сбросил листву. Дни наступают ненастные, но тихие. Редко выглянет солнечный луч. В такую погоду хорошо надеть теплую куртку, взять ружье и отправиться на охоту.

Легко дышать осенней свежестью. Идешь по узкой лесной тропинке и любуешься молодыми березками, дубками, осинками. Как тихо кругом! Только иногда нарушается тишина в лесу. Вот белка перепрыгнула с ели на ель, а вот шишка упала.

Природа ждет зиму. Скоро пушистые хлопья снега укроют землю. Заснет она и не проснется до весны.

(80 слов)

Тест:

А1. Укажите ошибочное суждение.

1)            В слове ВСКОРЕ все согласные звуки глухие.

2)            В слове ШЕВЕЛЬНУЛА мягкость согласного [л'] на письме обозначается буквой Ь (мягкий знак).

3)            В конце слова ВЗГЛЯД происходит оглушение согласного.

4)            В слове КАЁМКУ звуков больше, чем букв.

А2. Укажите слово, в котором правописание безударной гласной в корне нельзя проверить ударением (слово является словарным).

1) тяжёлые                      2) зашагала                      3) горизонтом                 4) плотнее

А3. Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «тяжёлые»: У собаки были тяжёлые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка.

1)  имеющие большой вес                                                    3) требующие больших усилий

2)  доставляющие беспокойство                                         4) полные мучений

В1. Замените разговорное слово «выказала» в предложении:  Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, — собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище - стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Выпишите наречие из предложения Легко дышать осенней свежестью.

В3. Найдите в тексте глагол буд.вр., ед.ч. муж.рода.

В4. Выпишите грамматическую основу из предложения Идешь по узкой лесной тропинке и любуешься молодыми березками, дубками, осинками

 

Анализ контрольной работы. 5 класс.

 

Учителя:

Сводная таблица

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

В классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполняли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень «5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хороший уровень «4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворительный уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критический уровень «2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недопустимый уровень «1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типичные ошибки

 

 

 

 

Проверяемая безуд.гласная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непроверяемая безуд. гласная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парный согласный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание предлогов и приставок(слитно/раздельно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непроизносимый согласный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончание глаголов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тся – ться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделительные ь и ъ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мягкий знак после шипящих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восклицательное предложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запятая перед союзами а, но

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однородные члены предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделаны ошибки

 

 

 

Задание А1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание А2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание А3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание В4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 













 

Повышенный уровень «5»

0 – 5 ошибок

Хороший уровень «4»

6 – 11 ошибок

Удовлетворительный уровень

12 – 17 ошибок

Критический уровень «2»

18 – 23 ошибки

Недопустимый уровень «1»

Более 23

{jcomments on}

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Уроки русского языка Mon, 22 Sep 2014 19:39:13 +0000