Учителю для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР по русскому языку словесник /index.php?option=com_content&view=category&id=163&Itemid=127 Fri, 22 Oct 2021 00:59:27 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management; jQuery++ Intergator by tushev.org ru-ru ВПР по русскому языку 5 кл. В 5 - 2017 /index.php?option=com_content&view=article&id=873:-5-5-2017&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 /index.php?option=com_content&view=article&id=873:-5-5-2017&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127

  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Прошл.. летом у моего л..сного домика я увид..л м..л..дую л..сич..ку. Обыч..но л..сиц.. прячут..ся в лесу и даже опытный охотник ре(д/т)ко(1) увид..т (2) вбл..зи ж..вого зверя. А эта л..сич..ка д..верчиво гл..дела на меня ч..рными гла(з/с)ками.

Я принёс из кухн.. кусочек мяса бросил л..сич..ке под ноги. Л..сич..ка спокойно вз..ла мясо и с..ела.(4)

 

Л..сная гост..я несколько дней ж..ла у домика. Днём она заб..ралась в пустую(3) с..бач..ю конуру возле с..рая. По утрам и в..черам л..сич..ка вых..дила на волю и я её к..рмил. К моему рыж..му к..ту она отн..силась дружески и нере(д/т)ко они ели из одной ч..шки.

 

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

 

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Баловаться, повторит, создала, щавель.

 

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из

известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

Туман спускается с гор и окутывает лес и речку.

 

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Никита будет играть в спектакле роль Арлекина объявил режиссёр

2) По словам режиссёра премьера спектакля состоится через месяц

3) Никита сказал что очень хотел получить роль в новом спектакле

4) Ты уже примерил костюм Арлекина Никита

 

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки

препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы

сделали свой выбор.

1) Давайте переведём на русский язык этот текст.

2) А вы повторите последние реплики отчётливее!

3) Ты Ваня поработай над своим произношением.

4) Мой друг бегло читает и хорошо говорит по-немецки.

 

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Неугомонные волны весело играют и бьются о берег.

2) Под лёгким ветерком море вздрагивает и покрывается мелкой рябью.

3) На палубе я греюсь на солнце и дышу свежим морским воздухом.

4) Солнце садится и розоватый отблеск его лучей ложится на жёлтый песок.

 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.

Текст 2

(1)Многое умеют птицы: строить необыкновенно сложные гнёзда, защищать птенцов, отвлекать врага, находить дорогу домой за сотни километров. (2)Они обладают цветовым зрением, легко различают геометрические фигуры. (3)А ещё птицы обладают способностью к счёту.

(4)Учёные поставили эксперименты, чтобы выяснить, имеют ли птицы представление о количестве. (5)Например, птицам предлагали склевать определённое число зёрен. (6)Голубю разрешали съесть пять зёрен, а от шестого его прогоняли. (7)Вёл он себя так: склевав разрешённое количество, осторожно приближался к шестому зерну, потом быстро хватал его и мчался прочь, хлопая крыльями.

(8)В другом опыте коробочки с зёрнами и без зёрен были поставлены в ряд. (9)Галка должна была открывать крышки коробочек, пока не найдёт пять зёрен. (10)А зёрна располагались в первых трёх коробочках и в пятой: 1, 2, 1, 0, 1. (11)Вначале она открыла лишь первые три коробочки, собрала четыре зерна, съела их и вернулась на своё место. (12)Затем вспомнила, что ей нужно съесть ещё одно зерно, подошла к первой коробочке и кивнула один раз головой, прежде чем открыть её. (13)У второй коробочки галка кивнула головой дважды, у третьей – один раз, открыла четвёртую коробочку, которая была пустой. (14)Из пятой коробочки она достала последнее зерно и не пошла к другим коробочкам, которые стояли рядом.

(По Е. Дерим-Оглу)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что галка понимала, в какой по

счёту коробочке было последнее зерно? Запишите ответ.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11−14 текста. Запишите ответ.

11. В предложениях 6−8 найдите слово со значением «небольшой ящичек из картона или жести,

обычно с крышкой». Выпишите это слово.

12. В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «простые» и выпишите его.


 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Учителю для подготовки к ВПР Mon, 05 Feb 2018 17:05:49 +0000
ВПР по русскому языку 5 кл. В 2 - 2017 /index.php?option=com_content&view=article&id=872:-5-2-2017&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 /index.php?option=com_content&view=article&id=872:-5-2-2017&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127

  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Хмур..т..ся небо р..вёт ветер. Приш..л первый мес..ц ос..ни. Пожухли все р..стения. Высоко над г..л..вой лист..я на д..рев..ях ж..лтеют кр..снеют буреют. Лист..ям (не)хв..та..т со..нца. Они быстро вянут т..ряют яркий з..лёный цвет.(4) Даже в бе..ветренный(2) день вдруг об..рвёт..ся с ветк.. осин..вый лист ле(г/х)ко п..качнёт..ся в воздух.. и бе..шумно ск..льзнёт по з..мле.

 

Всё чаще будут срыват..ся лист..я с в..твей, пока (не)задуют ветры, (не)сорвут с леса весь р..скошный летний наряд(1). Ласточ..ки и другие перелётные птиц… соб..рают..ся в б..льшие(3) стаи отбыва..т в дальн.. путь. Х..л..деет в..да: больше уж (не)тянет купат..ся.

 

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

 

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Дефис, квартал, облегчить, фарфор.

 

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

Зима заковывает широкие берега Байкала в крепкие ледяные доспехи.

 

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Коли он выходит из дома за целый час до начала урока

2) Коля виновато ответил что с ребятами в снежки заигрался

3) Анна Васильевна ровным голосом сказала Савушкин опять опоздал

4) Почему ты систематически опаздываешь на уроки Коля

 

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Мы с Катей часто печём торты и готовим фруктовые десерты.

2) А вы растопите шоколад и покройте торт тёплой глазурью!

3) Пусть подруги занимаются по субботам в школе кулинаров!

4) Катя положи сливочное масло и ваниль в миску.

 

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Пустеют осенние леса и холодный ветер свистит на просторных полях.

2) Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг стаи перелётных птиц.

3) Звери переоделись в тёплые зимние шубы и попрятались в укромные норы.

4) В сильные морозы белка всё время проводит в дупле и не выходит из убежища.

 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.

Текст 2

(1)Три дня пути вдоль берегов Африки на остров Сокотра всё шло отлично.

(2)Попутный ветер надувал паруса, блестела рябь океана, да кое-где вздымались фонтаны китов. (3)Вдруг ветер резко повернул на юг, небо заволокло тучами, волны побелели, а через два часа началась настоящая буря. (4)Паруса давно убрали, и корабль с одними мачтами понесло на юг.

(5)Лишь на четвёртый день ветер стих. (6)Капитан вышел на палубу, поднял глаза и не узнал неба: только маленькая звёздочка в созвездии Большой Медведицы стояла совсем низко. (7)«Несло нас на юг, – стал рассуждать капитан, – та звёздочка спустилась к самому горизонту. Теперь на север идём. Интересно, поднимется ли она?» (8)Приказав разбудить себя перед рассветом, капитан погасил светильник и заснул. (9)Когда его разбудили, он первым делом глянул на север: та звезда, которую мы теперь называем Полярной, стояла всё ещё низко, но она заметно поднялась. (10)И капитан повёл корабль на север до тех пор, пока Полярная звезда не поднялась на привычную для глаз высоту. (11)И тогда он приказал поворачивать на запад и во все глаза смотреть вперёд…

(12)На четвёртый день раздался долгожданный возглас: «Земля!» (13)А ещё час спустя матросы стояли на берегу. (14)Полярная звезда помогла мореходам найти путь в океане!

(По А. Некрасову)

 

8. Определите и запишите основную мысль текста.

9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что корабль взял курс на север? Запишите ответ.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8–11 текста. Запишите ответ.

11. В предложениях 1–3 найдите слово со значением «сильный ветер большой разрушительной силы». Выпишите это слово.

12. В предложениях 5–7 найдите антоним к слову «высоко» и выпишите его.

 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Учителю для подготовки к ВПР Mon, 05 Feb 2018 16:43:22 +0000
ВПР по русскому языку 5 кл. В 1 - 2017 /index.php?option=com_content&view=article&id=871:-5-1-2017&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 /index.php?option=com_content&view=article&id=871:-5-1-2017&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127

  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Я отправился за горо(д/т) в лес погл..деть, заметно ли там прибл..жение в..сны. День был яс..ный, солнеч..ный. Х..р..шо в л..су в эту предв..сенн.. пору. В..сна чу..ствует..ся только в воздух.. . Со..нце сл..пит глаза. Небо по-в..сеннему голубе..т плывут лё..кие белые обл..ка. З..мля ещё покрыта льдом и снегом д..рев..я тоже укрыва..т сне(г/к).

 

Я шёл по л..сной тр..пинк.. и гл..дел по ст..р..нам. (4) Вот и ш..рокая п..ляна(1), где кажд. в..сну токуют тетерева. Я зам..р от уд..вления: сколько на ней заяч..их сл..дов! Теперь зайц.. нере(д/т)ко разгулива..т (2) днём: выб..гут на п..лянку и гре..т..ся на ласковом(3) солнышк.. .

 

2. Выполните  языковые разборы:

(1) – фонетический  разбор: поляна

(2) – морфемный  разбор: разгуливает

(3) – морфологический  разбор: (на) ласковом

(4) – синтаксический  разбор предложения: Я шёл по л..сной тр..пинк.. и гл..дел по ст..р..нам.

 

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Алфавит, документ, звонишь, свекла.

 

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из

известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

 

С давних времён Русь славилась хвойными и лиственными лесами.

 

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Маши почти каждое растение содержит в себе целебные соки

2) Маша ответила что морские водоросли содержат много минералов

3) Дмитрий Сергеевич объявил Маша подготовила сообщение о морских растениях

4) Маша в чём польза морских водорослей для человека

 

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки

препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы

сделали свой выбор.

1) Давайте разучим к конкурсу бальных танцев венский вальс!

2) Ты Олег теперь будешь танцевать в паре с Таней.

3) Шагни вперёд с левой ноги и сделай поворот!

4) Олег занимается бальными танцами уже два года.

 

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Друзья познаются в беде и об этом все знают.

2) Друг всегда поможет в трудную минуту и выручит тебя.

3) Настоящая дружба растёт и крепнет год от года.

4) Друг поймёт тебя с полуслова и даже без слов.

 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.

Текст 2

(1)В московском зоопарке на одной из просторных, огороженных полян жила вместе большая компания зверей. (2)Компания довольно необычная: два волка, бурый медведь, три барсука, шесть уссурийских енотов и столько же лисиц. (3)Поселили их вместе в пору ранней звериной юности. (4)«Что вы делаете! – говорили некоторые посетители. – Подрастут ваши звери, и обязательно природа своё возьмёт!»

(5)Прошло два года, звери выросли, а природа никак «своего не брала». (6)По какому-то молчаливому соглашению вся компания подчинялась строгой и «распорядительной» волчице по кличке Дикта. (7)Но забот у неё было немного: мир нарушался редко. (8)Вся  компания одновременно получала общий корм, но даже во время трапезы всё обходилось благополучно. (9)Напрасно любители сильных ощущений часами простаивали у поляны, ожидая, не начнётся ли всеобщая потасовка: «разноплеменные» обитатели поляны ни разу не переходили на «военное положение».

(10)Звери с раннего возраста привыкли друг к другу. (11)У каждого из них ещё

с юности выработался ряд условных рефлексов, не допускающих перехода тех границ

в отношениях животных, за которыми могут последовать серьёзные ссоры. (12)Лисица,

например, выросшая с волчатами, никогда не посмотрит на мясо, которое ест волк.

(13)Проходя мимо, она всегда отвернётся. (14)Этот опыт совместного воспитания животных наглядно показывает: природное поведение зверей может меняться под влиянием человека.

(По П. Мантейфелю)

 

8. Определите и запишите основную мысль текста.

9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что звери благополучно жили вместе большой компанией? Запишите ответ.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−8 текста. Запишите ответ.

11. В предложениях 10−12 найдите слово со значением «количество прожитых лет, период в жизни человека, животного». Выпишите это слово.

12. В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «поздняя» и выпишите его.

 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Учителю для подготовки к ВПР Mon, 05 Feb 2018 16:10:10 +0000
ВПР по русскому языку 5 класс Вариант 4 /index.php?option=com_content&view=article&id=863:----5---4&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 /index.php?option=com_content&view=article&id=863:----5---4&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 1.Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

В ст...рину книги писались от руки. Р...бота подв…галась медлен­но. На и…готовление одной рук...писи-книги ух...дило иногда пять-семь лет. Писец должен был обладать ч...тким и красивым поч...рком. Каждая буква часто даже не писалась а рисовалась.(4) Подб…рались тщательно ч...рнила писали даже растворённ…м зол...том или сере­бром. Н…чальную строку новой главы выделяли(2) красными ч...рнилами отсюда(1) и пошло выражение — н...чать с красной строки.

Переписанные листы укр...шали рисунками од...вали в пере­плёты из д...ревянных досок, о...тянутых кожей, делали из…бра­жения-тиснения. На обло...ках пом...щали драг...ценные камни зол...тые или серебряные(3) застё...ки. В ст...рину любили говорить «(К/к)нижное слово в ж...мчугах ход...т».

2. Выполните  языковые разборы:

(1) – фонетический  разбор

(2) – морфемный  разбор

(3) – морфологический  разбор

(4) – синтаксический  разбор предложения

3. Поставьте знак ударения в  следующих  словах

Приняла, щавель, банты, красивее

4. Над каждым  словом напишите, какой частью речи оно  является. Запишите,  какие из известных  Вам частей речи отсутствуют в  предложении.

Ранним утром на дощатый стол в саду мы насыпали крошки и крупу для синиц.

5. Выпишите  предложение с прямой речью. (Знаки  препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте  схему предложения.

1)      Внук лесника Ваня сказал что принёс нам выкопанную с кор­нем берёзу

2)      Посадите берёзу в кадку на зиму посоветовал нам Ваня

3)      Зачем ты её выкопал и притащил чудак

4)      По мнению Вани берёза зимой будет напоминать нам о лете

6. Выпишите  предложение, в котором необходимо поставить  запятую/запятые. (Знаки препинания  внутри предложений не расставлены.) Напишите,  на каком основании Вы сделали  свой выбор.

1) По вечерам в нашем деревенском доме ярко горели лампы

2) Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра

3) А утром хрустели подмёрзшие дороги листья на крыльце стебли цветов.

4) Густой снег таял в чёрной воде озера и порошил серым ды­мом леса.

7. Выпишите  предложение, в котором  необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите,  на каком основании Вы сделали  свой выбор.

1) Ранним утром я оделся и вышел в сад.

2) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой и сон сразу прошёл.

3) Сквозь мглу были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков.

4) В саду падали листья и укрывали землю красивым пуши­стым ковром.

 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

Текст 2

(1)Во дворе рядом с деревенским домом стояла деревянная миска с мутной водой — в неё бросали корки чёрного хлеба для кур. (2)Однажды утром Фунтик, рыжая кривоногая такса, подошёл к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

(3)Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, присталь­но посмотрел на Фунтика одним глазом. (4)Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. (5)Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабёж.

(6)Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далёкий гром, — петух разъярился.

(7)Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. (8)Раздался короткий и крепкий стук. (9)Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаян­ным воплем бросился в отдушину под дом. (10)Он просидел под до­мом несколько часов и только вечером вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. (11)Морда у него была в пыльной пау­тине, к усам прилипли высохшие пауки.                                                  (По К. Паустовскому)

 

8. Определите  и запишите основную мысль  текста.

9. Почему петух Горлач разъярился? Запишите ответ.

10. Определите,  какой тип речи представлен  в предложениях 7-10 текста.  Запишите ответ.

11. В предложениях  3−5 найдите  слово со значением «склонный к ссорам». Выпишите это слово.

12. В предложениях  9-11 найдите антоним к слову  «утром» и выпишите  его.

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Учителю для подготовки к ВПР Mon, 03 Apr 2017 20:16:04 +0000
ВПР по русскому языку 5 класс Вариант 3 /index.php?option=com_content&view=article&id=862:----5---3&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 /index.php?option=com_content&view=article&id=862:----5---3&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 1.Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(На)больш..м дер..ве аисты свили2 гн..здо. Один аист поги(б/п). Пришлось другому к..рмить пт..нцов1 одному. Ж..вётся им трудно гол..дно. Аистята всё время прос..т есть. (Из)гн..зда так и торчат голо(в/ф)ки слабых малышей. Как помочь птицам (не)погибнуть

Шли (с)реч..к..3 ребята (с)уловом4. Мальчик снял (со)свя(з/с)ки маленьк..  ры(б/п)ку и прот..нул (на)шесте прямо аисту (в)клюв. Аистята испугались попятились. Опас..ность! Но один малыш.. рискнул схв..тил рыбу и с..ел. Мальчик опять поднял шест. И другой птен..чик расхр..брился.

Теперь каждое утро лов..т ребята ры(б/к)у для аистят.

2. Выполните  языковые разборы:

(1) – фонетический  разбор:  птенцов

(2) – морфемный  разбор: свили

(3) – морфологический  разбор: (с) речки

(4) – синтаксический  разбор предложения: Шли (с)реч..к.. ребята (с)уловом.

3. Поставьте знак ударения в  следующих  словах

Красивее, облегчит, щавель, звонят

4. Над каждым  словом напишите, какой частью речи оно  является. Запишите,  какие из известных  Вам частей речи отсутствуют в  предложении.

Дятел стучит острым клювиком по старой берёзе.

5. Выпишите  предложение с прямой речью. (Знаки  препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте  схему предложения.

1) Надо глубже дышать, Валентин  посоветовал мне тренер.

2) Тренер посоветовал Валентину глубже дышать.

3) По словам тренера Валентину надо глубже дышать.

4) Тебе надо глубже дышать Валентин.

6. Выпишите  предложение, в котором необходимо поставить  запятую/запятые. (Знаки препинания  внутри предложений не расставлены.) Напишите,  на каком основании Вы сделали  свой выбор.

1) Вдруг налетела буря с крупным и частым градом.

2) Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.

3) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник  и цвел алым огнем.

4) Дом невелик да лежать не велит.

7. Выпишите  предложение, в котором  необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите,  на каком основании Вы сделали  свой выбор.

1) Он лукаво улыбнулся и значительно взглянул на меня.

2) Молния расколола тучи и хлынул дождь.

3) Как шумно радуется детвора приходу долгожданной зимы с её весёлыми и смешными забавами.

4) Пришла долгожданная весна и пробудила природу от сна.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

Текст 2

Бабочки – самые красивые создания на Земле. Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках, которых учёные называют скучновато: чешуекрылые. Зато названия у них красивые, чаще всего используются имена греческих богов и героев: Аполлон, Психея, Гектор, Икар, Мнемозина... Так люди выразили своё восхищение яркой красотой  бабочек. А чешуйки – это и есть самое главное в их наряде – та самая «пыльца», которая так легко стирается и уничтожается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев некоторых «любителей» бабочек…

(По В.  Алексееву)

 

8. Определите  и запишите основную мысль  текста.

9. Почему бабочек называли именами греческих богов? Запишите ответ.

10. Определите,  какой тип речи представлен  в тексте.  Запишите ответ.

11. Найдите  в тексте слово со значением «Человек, имеющий пристрастие к чему-либо», используемое в переносном значении. Выпишите это слово.

12. В предложениях  1-3 найдите синоним к слову  «существо» и выпишите  его.

 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Учителю для подготовки к ВПР Mon, 03 Apr 2017 20:13:30 +0000
ВПР по русскому языку. 5 класс. Вариант 2 /index.php?option=com_content&view=article&id=861:-5-2&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 /index.php?option=com_content&view=article&id=861:-5-2&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 1.Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(В/в)олодя ст..ял (у)окна и см..трел (во)двор. (Во)дворе грелся (на)со..нце пёс (П/п)олкан. (К)нему подб..жал радос..ный крошеч..ный мопс и стал (на)него к..дат..ся. Малыш.. ло(в/ф)ко хв..тал (П/п)олкана зубами за лапы уш.. морду. Он (не)д..вал покоя бол..шой собак.. . (В/в)олодя увид..л это и решил, что (П/п)олкан разозлится. Но мопс прод..лжал играть, а (П/п)олкан л..жал спокойно.

(В/в)олодя уд..вился этому. Папа об..яснил мал..чику пов..дение (П/п)олкана. Почему он не злится Пёс зна..т, что бол..шому и сил..ному стыдно об..жать мален..ких и слабых.

 

2. Выполните  языковые разборы:

(1) – фонетический  разбор:  л..жал

(2) – морфемный  разбор: подб..жал

(3) – морфологический  разбор: (у)окна (1 предложение)

(4) – синтаксический  разбор предложения: (В/в)олодя ст..ял (у)окна и см..трел (во)двор.

3. Поставьте знак ударения в  следующих  словах

Досуг,  магазин, понял, документ

4. Над каждым  словом напишите, какой частью речи оно  является. Запишите,  какие из известных  Вам частей речи отсутствуют в  предложении.

Качаются под лёгким ветерком яркие цветы на клумбе.

5. Выпишите  предложение с прямой речью. (Знаки  препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте  схему предложения.

1) По словам Дениски на свете нет ничего хуже манной каши

2) Дениска твёрдо сказал что ему не нравится эта манная каша

3) Дениска упрямо прогудел  Видеть не могу манную кашу

4) Почему ты не притронулся к тарелке с кашей Дениска

6. Выпишите  предложение, в котором необходимо поставить  запятую/запятые. (Знаки препинания  внутри предложений не расставлены.) Напишите,  на каком основании Вы сделали  свой выбор.

1) В середине марта снег ещё лежал сугробами в лесах и тенистых оврагах.

2) Ветер доносит свежий июньский запах разнотравья и речной прохлады.

3) Внезапно чёрная туча обрушилась на голубое поле льна холодным ливнем.

4) Туча поднималась серо-синей стеной медленно поглощала чистую синеву неба.

7. Выпишите  предложение, в котором  необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите,  на каком основании Вы сделали  свой выбор.

1) Белые облачка плывут по небу и незаметно растворяются в прозрачной синеве.

2) Солнце уже опускается к горизонту и далеко разливаются его косые лучи.

3) Старые дубравы насквозь просвечиваются солнцем и лиловеют нежными тонами.

4) Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья лопухов.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

Текст 2

(1)В 1931 году в Москве строили метро. (2)Строители вели под землёй тоннель и вдруг натолкнулись на водянистую землю. (3)Мягкая почва, а не возьмёшь никак: вода кругом сочится, ручьями бежит. (4)Что делать?

(5)Стали думать, как тоннель вести, предлагали разные способы. (6)Выходило или дорого, или ненадёжно, а рисковать нельзя: под землёй люди, машины. (7)Помогли строителям шахтёры: они уже раньше проводили тоннели в таком опасном грунте. (8)Заморозили подземное болото с помощью холодильных машин, и оно стало совсем твёрдым. (9)А потом вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее. (10)Когда земля оттаяла, вода уже не смогла просочиться в тоннель. (11)Так впервые мороз помог московским метростроевцам.

(12)С тех пор этим способом пользовались много раз. (13)Особенно помог мороз метростроевцам в Ленинграде, нынешнем Петербурге. (14)В тех местах почва болотистая, много подземной воды, но испытанный способ не подвёл. (15)Теперь в Петербурге прекрасное метро! (По М. Садовскому)

8. Определите  и запишите основную мысль  текста.

9. Чем вода мешала строителям метро? Запишите ответ.

10. Определите,  какой тип речи представлен  в предложениях 8-11 текста.  Запишите ответ.

11. В предложениях  5-11 найдите  слово со значением «способный причинить большое зло, несчастье, нанести какой-л. ущерб, урон». Выпишите это слово.

12. В предложениях  5-8 найдите синоним к слову  «крепкий» и выпишите  его.

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Учителю для подготовки к ВПР Tue, 21 Mar 2017 19:57:17 +0000
ВПР по русскому языку. 5 класс. Вариант 1 /index.php?option=com_content&view=article&id=850:----5---1&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 /index.php?option=com_content&view=article&id=850:----5---1&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 1.Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Вор..бей (Ч/ч)ив и его подру(ж/ш)ка (Ч/ч)ука слож..ли гн..здо в щели (под)карнизом. Выстлали его пер..ями сен..м и тряпоч..ками. П..лучилось скромно но уютно.

Вдруг – скри(б/п), скри(б/п). Что происход..т  В под..ёмник.. (к)карнизу прибл..жа..тся штукатур и лопа(д/т)кой своей начина..т з..делывать щели.

Тут такое н..чалось  Все вор..бьи (с)окрес..ных крыш к нему скач..т (на)все г..лоса штукатура ругают. Но ч(у/ю)дак их языка (не)понима..т замазыва..т щели и (от)вор..бьёв отмахива..тся. (На)помощ.. (к)нему ещё маляр пришёл. И пол..тели вни(з/с) пер..я сено и тряпоч..ки.

 

2. Выполните  языковые разборы:

(1) – фонетический  разбор:  гн..здо

(2) – морфемный  разбор: пол..тели

(3) – морфологический  разбор: Вор..бей (1 предложение)

(4) – синтаксический  разбор предложения: И пол..тели  вни(з/с) пер..я сено и тряпоч..ки.

3. Поставьте знак ударения в  следующих  словах

Средства, звоним, цемент, квартал

4. Над каждым  словом напишите, какой частью речи оно  является. Запишите,  какие из известных  Вам частей речи отсутствуют в  предложении.

Чудесная звёздочка превратилась в круглую каплю.

5. Выпишите  предложение с прямой речью. (Знаки  препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте  схему предложения.

1)Почему ты больше не хочешь стать боксёром Дениска

2)Дениска твёрдо сказал что никогда не станет боксёром

3)По словам Дениски ему трудно представить себя боксёром

4)Неожиданно для мамы Дениска произнёс Раздумал я быть боксёром

6. Выпишите  предложение, в котором необходимо поставить  запятую/запятые. (Знаки препинания  внутри предложений не расставлены.) Напишите,  на каком основании Вы сделали  свой выбор.

1)Паруса раздувались от ветра и ускоряли стремительный бег судна.

2)Мальчик с детства мечтал о дальних плаваньях на старинном фрегате.

3)В морской дали показался и сразу исчез в сумерках долгожданный корабль.

4)Мальчик доделал макет парусника приклеил к нему мачты и вёсла.

7. Выпишите  предложение, в котором  необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите,  на каком основании Вы сделали  свой выбор.

1)Пчёлы спешат к душистым липам и запасаются сладким нектаром.

2)Из-за тучи выглянул луч солнца и макушка сосны заискрилась розовым светом.

3) Cиние  лужи отражают облака и чуть поблёскивают под лучами заходящего солнца.

4)Поднимается с цветка тяжёлый шмель и неспешно перебирается на соседний.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

Текст 2

(1)Все мы считаем железо прочным материалом. (2)Недаром грандиозные мосты, вокзалы строят почти целиком из железа. (3)Но этот самый прочный материал в то же время самый непрочный. (4) Мост из железа с лёгкостью выдерживает тяжёлые вагоны. (5)Но он боится малейшей сырости, дождя, тумана. (6)Чем больше в воздухе сырости, тем скорее погибает железо от ржавчины. (7)Ржавчина – это та «болезнь», которая незаметно разрушает самые прочные железные сооружения. (8)Вот почему так мало дошло до нас древних железных изделий.

(9)Как же спасти железо от сырости? (10)Держать его сухим? (11)Но есть вещи, которые невозможно держать всегда сухими. (12)Чайник, ванна, ведро волей-неволей намокают. (13)А железную крышу ещё труднее спасти от сырости. (14)Не станешь же после дождя вытирать её полотенцем!

(15)Верный способ спасти железо от ржавчины − это покрыть его слоем другого вещества, которое не пропускает сырости. (16)Например, слоем олова. (17)Получается красивая белая жесть, из которой делают банки для леденцов, коробки для консервов и недорогие чайники.  (По М. Ильину)

 

8. Определите  и запишите основную мысль  текста.

9. Как спасти железо от сырости? Запишите ответ.

10. Определите,  какой тип речи представлен  в предложениях 9-14 текста.  Запишите ответ.

11. В предложениях  1−5 найдите  слово со значением «Крепкий, с трудом поддающийся разрушению, порче». Выпишите это слово.

12. В предложениях  3-8 найдите синоним к слову  «здание» и выпишите  его.

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Учителю для подготовки к ВПР Fri, 17 Mar 2017 18:58:08 +0000
ВПР по русскому языку. 5 класс. Демо-версия /index.php?option=com_content&view=article&id=849:-5-&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 /index.php?option=com_content&view=article&id=849:-5-&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 ВПР 2017 г. Русский язык. 5 класс. Образец

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.

Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.

В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся(4). Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

 

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Торты, облегчить, цемент, квартал.

 

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.

 

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть

2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны

3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова

4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска

 

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.

2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!

3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.

4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.

 

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.

2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.

3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.

4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 812.

Текст 2

(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот – Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными. (10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

(По Г. Скребицкому)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10−13 текста. Запишите ответ.

11. В предложениях 9−11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.

12. В предложениях 4−6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Учителю для подготовки к ВПР Fri, 17 Mar 2017 18:53:00 +0000
ВПР по русскому языку. 5 класс. Общая информация и рекомендации /index.php?option=com_content&view=article&id=848:-5-&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 /index.php?option=com_content&view=article&id=848:-5-&catid=163:2017-03-17-18-41-06&Itemid=127 ВПР по русскому языку 5 класс. Описание (см. во вложении)

Рекомендации по подготовке к ВПР.  Как подготовить учеников 5 класса к Всероссийским проверочным работам по русскому языку расскажет Сенина Наталья Аркадьевна. Очень полезный материал для учителя русского языка.

https://www.youtube.com/watch?v=cNW6g83dUlw

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Учителю для подготовки к ВПР Fri, 17 Mar 2017 18:47:42 +0000