Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Для подготовки к итоговому сочинению 2021-2022

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

1 среда декабря

3 часа 55 мин.

Заходят с 9.00
Начало в 10.00
Орфографический словарь на столе.
Текстов художественных произведений нет
Проверяет один эксперт. Он может знать персональные данные.
1 требование: объем – 350 слов и более. Если менее 250 слов – незачет и не проверяется.
2 требование: самостоятельность. Незачет и не проверяется, если несамостоятельно.

Критерии:
1. Соответствие теме
2. Аргументация. Привлечение литературного материала
3. Композиция и логика рассуждения
4. Качество письменной речи
5. Грамотность

Зачет, если зачтены 1-й, 2-й + еще один критерий.

При подсчете слов учитываются все самостоятельные и служебные части речи, пишущиеся с пробелом («Белогорская крепость» – 2 слова; «Александр  Сергеевич Пушкин» – 3 слова;  «А.С. Пушкин» – 1 слово; «для того чтобы» – 3 слова; «в возрасте двадцати двух лет» – 5 слов; «в возрасте 22 лет» – 3 слова; «влесу (ошибочное слитное написание)» – 1 слово; «черно белый (ошибочное раздельное написание)» – 2 слова).

При написании итогового сочинения участник должен строить рассуждение, доказывая свою позицию, формулируя аргументы (они могут включать и примеры из личного опыта). Обязательным требованием является подкрепление аргументов хотя бы одним примером из опубликованных литературных произведений (достаточно одного примера). Участник может привлекать произведения устного народного творчества (малых жанров устного народного творчества не засчитываются в качестве литературного примера), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы.

Число  аргументов  не  регламентируется.  В  критерии  №  2  употреблено множественное  число  (аргументы),  значит  два  и  более.  Если  приведен  один  аргумент,  но мысль  развернута  и  подкреплена  литературным  примером  (он  может  выполнять  функцию аргумента,  а  не  простой  иллюстрации  к  тезису),  то  эксперт  может  поставить  зачет  и  при одном аргументе. Главное не число аргументов, а доказательность  рассуждения. «Незачет»  ставится  при  условии,  если  сочинение  не  содержит  аргументации, написано  без  опоры  на  литературный  материал, или  в  нем  существенно  искажено содержание  выбранного  текста,  или  литературный  материал  лишь  упоминается  в  работе (аргументы примерами  не подкрепляются).

Если  в  итоговом  сочинении  осуществлена  опора  на  фрагмент  текста  из  пособий  для подготовки  к  ЕГЭ  по  русскому  языку  (произведение  не  называется,  а  лишь  передается содержание фрагмента), то такой  литературный  аргумент  не засчитывается.

Если  на  100  слов  приходится  в  сумме  более  пяти  ошибок,  то  на 20  слов одна  ошибка.  Общее  количество  слов  в  конкретном  сочинении  делится  на  20. Полученное  число  округляется.  Например,  в  работе  370  слов.  При  делении на 20 получается 18,5. Округляем до 19. Участник  итогового сочинения (изложения)  может получить  «зачет»  по  Критерию  №  5  при  19  ошибках.  При  20  ошибках  выставляется «незачет».

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая анализируемый текст); в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, например: Международный астрономический союз, Великая Отечественная война; в словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива; в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискаженном написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный; в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно) действующий, (сильно) действующий, (болезненно) тоскливый; в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи; в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым); в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении  их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются)  и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово  или его форму (вода – воды; рот – ротик; грустный – грустить; резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

На этом сайте найдете много дополнительной информации для подготовки:
https://ctege.info/napravlenie-komu-na-rusi-zhit-horosho-vopros-grazhdanina/
Структура сочинения

Направление

Разъяснение ФИПИ

Примерные темы

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

 

Произведения:

Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Путешествие из Петербурга в Москву»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

О. Генри "Дороги, которые мы выбираем"

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Зачем люди отправляются в путешествие?
Что может исказить жизненный путь человека?
Каким путём человек идёт к самому себе?
Любовь как путь самопознания.
Что может исказить жизненный путь человека?
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Как обрести счастье?
Возможен ли жизненный путь без ошибок?
Чем путешествия обогащают личность?
Зачем люди отправляются в путешествие?
Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
Путешествие — способ познания себя и мира.
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Каковы цель и смысл жизни человека?
Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
Что значит «идти по жизни своим путём»?
Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Зачем люди отправляются в путешествие?
Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
Чем путешествия обогащают личность?
Что значит: идти ногу со временем?
Что человек ищет в путешествиях?
Почему люди хотят путешествовать?
Как путешествия развивают личность?
Чему человек может научиться в путешествии?
Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно - идти»?
Как выбрать свой жизненный путь?
Как не сбиться с жизненного курса?

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

 

Произведения:

М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».

Шолохов «Поднятая целина»

Р. Брэдбери «Вельд»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ж. Верн «Вверх дном»

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»

Ч. Айтматов «Плаха»

А. Платонов «Котлован»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие

М. Замятин «Мы»

В. Шукшина "Микроскоп"

М. Гелприна "Свеча горела"

У. Эко "Оно"

Р. Шекли "Лавка миров"

 

 

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

Как развитие технологий повлияло на общество?

Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?

Чем опасен технический прогресс?

Может ли научный прогресс привести к катастрофе?

Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?

Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?

Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?

Можно ли обойтись без науки в современном мире?

Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?

Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

Как ученый должен относиться к научным открытиям?

Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?

Каким должен быть технический прогресс?

К чему могут привести научные открытия?

Какие научные открытия опасны?

Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?

Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?

Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?

Какие опасности таит в себе технический прогресс?

Что значит «разумное использование технологий?

Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?

Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?

Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?

Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?

Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?

Что значит быть современным?

Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

 

Преступление и наказание — вечная тема.

 

Произведения:

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»

Л.Толстой «Война и мир»

А.С.Пушкин «Дубровский», «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»

М.Лермонтов «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Эдгар По «Сердце-обличитель»

А. Островский «Гроза»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

И. Тургенев «Муму»

М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

Л. Андреев. «Иуда Искариот», "Предстояла кража"

О. Генри "Родственные души"

А.П. Чехова "Злоумышленник"

 

 

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Что значит быть совестливым человеком?

Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?

Что можно считать преступлением?

Война: преступление или подвиг.

В чём различие между ошибкой и преступлением?

В чем опасность преступлений?

Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?

Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?

Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?

Почему важны оправдательные приговоры?

Может ли преступление быть оправдано?

Совместимы ли гений и преступление?

Почему люди совершают преступления?

Какие преступления нельзя простить?

Можно ли оправдать преступление?

Достоин ли преступник сочувствия?

Может ли преступник раскаяться в содеянном?

Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?

Как бороться с преступностью?

Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?

Что такое совесть?

Что значит быть совестливым человеком?

Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?

Нужно ли быть милосердным к преступникам?

Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?

Что помогает человеку искоренять зло в себе?

Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?

Каковы могут быть причины преступлений?

Почему за преступлением следует наказание?

Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

Свобода и ответственность в жизни человека.

Что значит быть совестливым человеком?

Можно ли простить человека, совершившего преступление?

Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?

Может ли преступление быть оправдано?

Какую роль играет совесть в жизни человека?

Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?

Можно ли искупить свою вину?

В чём различие между ошибкой и преступлением?

Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

 

Произведения:

Н.В. Гоголь «Портрет»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»

А.М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Юлия Кузнецова «Помощница ангела»

И.А. Гончаров «Обломов»

Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Шолохов «Судьба человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А. Н. Толстой «Русский характер»

М. Гелприна "Свеча горела"

О. Генри "Последний лист"

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?

Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?

Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?

Нужно ли читать книги в XXI веке?

Какие книги вдохновляют современную молодежь?

Может ли книга помочь разобраться в себе?

Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?

Как искусство влияет на личность?

Какой вид искусства Вам ближе и почему?

Как музыка влияет на людей?

Зачем человек слушает музыку?

Какой фильм Вы можете назвать шедевром?

«Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?

Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

Кумиры моего поколения: какие они?

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

В какой книге изображён портрет современного поколения?

Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

Какие произведения искусства делают вас счастливым?

Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?

Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?

Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?

Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

 

Произведения:

Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»

А. Островский «Гроза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков «Левша»

 

 

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Всегда ли общество ценит достойных людей?

Нужны ли перемены современному обществу?

Что такое общественная справедливость?

Бывает ли общественное мнение ошибочным?

Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

Кто счастлив на Руси?

Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?

Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

Что значит «любить Родину»?

В чем польза и опасность патриотизма?

Как нужно относиться к своей Родине?

Как сделать Россию лучше?

Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?

Как связаны человек и государство?

Как связаны общество и государство?

Какие перемены опасны в обществе и государстве?

Каким образом можно улучшить общество?

Как можно улучшить государство?

Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Что значит быть авторитетным человеком в обществе?

Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?

Может ли государство быть справедливым ко всем?

Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас...»?

Какими качествами должен обладать счастливый человек?

Что такое репутация человека в обществе?

Что значит «быть в ладу с самим собой»?

Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?

Может ли один человек изменить общество?

Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?

Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?

Что делает человека подлинно счастливым?

Всегда ли общество ценит достойных людей?

Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?

Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

 

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4433240

Кто на сайте

Сейчас 48 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp


 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Ассоциация "Гильдия словесников"