Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ЕГЭ – 2019 Вариант 5. Цыбулько

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Вариант 5 ЕГЭ - 2019                                                        И.П.Цыбулько

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Основное количество соли в мире добывается не из морской воды, а в соляных шахтах глубоко под землёй, подземную соль называют каменной. (2) Её образование относится к далёким, временам (225-185 млн лет назад), когда площадь морей сокращалась, а суша наступала: закрытые лагуны высыхали, а выпарившаяся соль образовывала мощные отложения. (3) Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, <...> соль оказалась в сотнях метров под землёй.

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)   Образование каменной соли, из которой добывается основное количество соли в мире, относится к глубокой древности, когда площадь морей сокращалась; со временем мощные отложения выпарившейся соли покрывались слоями различных пород.

2)    Добыча каменной соли по объёмам превосходит добычу морской соли, которая, выпариваясь, образует мощные отложения в соляных шахтах.

3)    Поваренную соль в древние времена добывали глубоко под землёй, в закрытых лагунах, которые в наше время были преобразованы в соляные шахты.

4)    В древности площадь морей сократилась, а выпарившаяся соль образовала мощные отложения, покрывшиеся со временем слоями различных пород; эта подземная соль, называемая каменной, — основной источник соли в мире.

5)    Огромные пласты кристаллической соли, образованные в древности и получившие название «каменная соль», выпариваются на протяжении около двухсот миллионов лет в соляных шахтах, расположенных в сотнях метрах под землёй.

 

2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОЩНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОЩНЫЙ, -ая, -ое; -щен, -щна, -щно; мощнее.

1)    Очень сильный по степени своего проявления, своего действия. М. удар. М. порыв ветра. М. прибой.

2)    Отличающийся большой физической силой и крепостью, могучий, свидетельствующий о большой силе (о человеке, животном). М. человек. М. конь. Мощные плечи.

3)    Большой величины, массивный, толстый. М. пласт угля. Мощные льды Севера.

4)    Способный выполнить большую работу за какое-то время (о механизме, устройстве). М. двигатель. М. вентилятор.

5)    Значительный по силе воздействия на мысли, чувства человека (разг.). Мощная статья.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

озлОбить

подЕленный

красИвейший

влилАсь

ободрЁнный

Ответ:

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

После победы в полуфинале Константин начал тренироваться с УДВОЕННОЙ силой. Всего несколько лет назад на этом месте был пустырь, а теперь здесь возвышается ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ здание.

За два месяца в северном регионе выпала ГОДОВАЛАЯ норма осадков.

Молодой преподаватель чувствовал ГОРДОСТЬ за свой труд.

За полем виднелся ДОБРОТНЫЙ дом с мансардой, левее — две бедноватые хаты, за ними чернел лес.

 

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астра».

 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

отряд ПАРТИЗАН

ТОНЧАЙШИЕ нити

по ОБЕИМ сторонам

ЛОЖИТЕ на стол

предъявите на входе ПРОПУСКА

 

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

1) По окончании личной встречи с А. С. Пушкиным император Николай I отозвался о поэте

как об «умнейшем человеке в России».

2) Владимир говорил, что он «именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда начал заниматься архивами деда».

3) Прочитав книгу братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», мне кажется, что она будет интересна многим.

4) Саша, скорее всего, обидится на друга и не хотел с ним разговаривать.

5) Те, кто хотя бы раз разговаривал с графом Румянцевым, был восхищён его неподражаемым остроумием.

6) Создаётся ощущение, будто волны кидаются на остров, далеко отбрасывая свои солёные брызги.

7) МГУ был основан в 1755 году по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

8) На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что мы устали и пойдём отдыхать.

9) Один из слушателей курса «Психологии мелких домашних пород» поинтересовался, как корректировать поведение собак.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.


1)     р..внина, б..рёзовый, (по) к..сательной

2)     п..рила, расст..лить, пл..вчиха

3)     сотв..рить, покл..ниться, экл…ктизм

4)     оп..раться, зар..сли, см..нать

5)     соб..рательство, выск..чить, оз..рило

 

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)     пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать (грабителя)

2)     раз..гранный, пред..нфарктный, без..скусный

3)     с..ёмка, об..ятия, сверх..естественный

4)     в...скликнул, не..бнесённый, воз..мнить

5)     ра..жимать, и..рисованный, пере..данный (экзамен)

 

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)       удва..вать, чист..нький

2)       аплодир..вать, завед..вать (отделом)

3)       овлад..вать, марл..вый

4)       веснушч..тый, (посмотреть) направ,.

5)       обидч..вость, син..ватый

 

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)       разве..вшись, подстрел..нный (хищник)

2)       неотъемл..мая (часть), стел..тся (туман)

3)       ночу..щий (на сеновале), (рабочие) высп..тся

4)       (травы) колыш..тся, хохоч..щий (малыш)

5)       колебл..шься, воспева..мый

 

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1)       Калитка оказалась (НЕ)ЗАПЕРТА.

2)       Скотинин был далеко (НЕ)ВЕЖЛИВЫМ человеком.

3)       Солнце, ещё (НЕ)ВОШЕДШЕЕ в силу, греет бережно и ласково.

4)       В душе заботливо хранит он (НЕ)РАЗГАДАННЫЕ чувства.

5)       А. К. Толстой, (НЕ)ЖЕЛАЯ оставаться в стороне, во время Крымской войны поступил на службу в армию.

 

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1)       Есть (НЕ)ЧТО совсем особое в тёплых и светлых ночах русских уездных городов (В)КОНЦЕ лета.

2)       В романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева» поэзия и проза слились (ВО)ЕДИНО, ЧТО(БЫ) глубже раскрыть внутренний мир человека.

3)       (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего просмотра мне казалось, что эти иллюстрации раздвигали землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне возвышающиеся (В)ДАЛИ горы, красивые берега морей.

4)       (НЕ)СМОТРЯ на футуристические эксперименты, в ранней лирике В. Маяковского всё же преобладает чувство, ЧТО(БЫ) ни утверждали его соратники.

5)              Стиль В. Маяковского с первых стихотворений неоднозначен и (ПО)ТОМУ, (В)СИЛУ привычки публики к классической поэзии, трудно объясним.

 

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Многие совреме(1)ики причисляли А. К. Толстого к сторо(2)икам «чистого искусства», однако такое мнение ничем не обоснова(3)о: в творчестве поэта много стихотворений, наполне(4)ых злободневным обществе(5)ым звучанием.

 

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Жанр элегии предполагает рассуждения о жизни и смерти воспоминания о былом грусть о быстротечном счастье.

2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.

3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользает из комнаты.

4) Дружинник надеялся на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.

5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В. С. Соловьёв известен как философ (1) восставший против материализма и позитивизма (2) и (3) подготовивший своими трудами русскую философию XX века (4) продолженную в работах Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, С. Н. Булгакова.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Низкий дом с голубыми ставнями (1)

Не забыть мне тебя никогда, —

Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года...

Восхищаться (2) уж (3) я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но (4) наверно (5) навеки имею (6)

Нежность (7) грустную русской души.

(С. Есенин)

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Коляска подъезжала к усадьбе барыни (1) о жестокости и жадности (2) которой (3) в округе (4) ходили невероятные слухи.

 

20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Попробуйте вспомнить любой свой день минуту за минутой (1) и вы убедитесь (2) что (3) если восстановить весь этот поток времени (4) можно написать целую книгу.

 

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Россия всегда была богата талантливыми людьми самых разных профессий: композиторами и кузнецами, архитекторами и плотниками, врачами и крепостными художниками. (2)Но сегодня считается, что страна проигрывает на мировом рынке в области электроники. (З)Это мнение сложилось из-за того, что люди забыли важный факт: почти все идеи, ставшие научной основой телевидеотехники, создали русские учёные. (4)Вот несколько ярких примеров: идея последовательной передачи элементов изображения впервые пришла в XIX веке П.И. Бахметьеву, радиоволны в 1895 году открыл и научился ими управлять А. С. Попов, творцом телевидения является В. К. Зворыкин. (5)Будущее телевизоров, как становится ясно всем, — за плоскими экранами. (6)И они были изобретены отечественными учёными: осенью 1996 года успешно провели испытания жидкокристаллического плоского экрана на основе полимеров, синтезированных А. В. Ванниковым. (7)И таких примеров множество!

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)В избушке у самого леса живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. (2)Ни забора, ни ворот, ни сарая — ничего нет у Емелиной избушки. (З)Только под крыльцом из неотёсанных брёвен воет по ночам голодный Лыско — одна из лучших охотничьих собак в Тычках.

—                  (4)Дедко, а дедко, теперь олени ходят с телятами? — с трудом спросил маленький Гришутка однажды вечером.

—                 (5)С телятами, Гришук, — ответил Емеля, доплетая новые лапти.

—                 (6)Вот бы, дедко, телёночка добыть...

—                  (7)Погоди, добудем... (8)Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться будут от оводов, тут я тебе и телёночка добуду, Гришук!

(9)Гришутке всего было шесть лет, и он лежал теперь второй месяц на широкой деревянной лавке под тёплой оленьей шкурой. (Ю)Мальчик простудился ещё весной, когда таял снег, и всё не мог поправиться. (11)Его смуглое личико побледнело и вытянулось, глаза сделались больше, нос обострился. (12)Емеля видел, как внучонок таял не по дням, а по часам, но не знал, чем помочь горю.

(13)Стояли последние дни июня месяца. (14)Емеля вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу.

—                  (15)Ну, Гришук, поправляйся без меня... — говорил Емеля внуку на прощанье. — (16)3а тобой приглядит старуха Маланья, пока я за телёнком схожу.

—                 (17)А принесёшь телёнка-то, дедко?

—                 (18)Принесу, сказал.

—                 (19)Жёлтенького?

—                 (20)Жёлтенького...

—                 (21)Ну, я буду тебя ждать... (22)Смотри не промахнись, когда стрелять будешь... (23)Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком

не попадалось. (24)Только на четвёртый день, когда и охотник, и собака совсем зыбились из сил, они совершенно случайно напали на след оленя с телёнком.

(25)«Мать с телёнком, — думал Емеля, разглядывая на траве следы больших и маленьких копыт. — (26)Сегодня утром были здесь... (27)Лыско, ищи, голубчик!..»

(28)День был знойный. (29)Солнце палило нещадно. (ЗО)Собака обнюхивала кусты и траву с высунутым языком; Емеля едва таскал ноги, (31)Но вот знакомый треск и шорох... (32)Лыско упал на траву и не шевелился. (33)В ушах Емели стоят слова знучка: «Дедко, добудь телёнка, и непременно, чтобы был жёлтенький». (34)Вон и мать... (35)Это был великолепный олень-самка. (36)Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю.

(37)              «Нет, ты меня не обманешь...» — думал Емеля, выползая из своей засады.

(38)              Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями.

(39)              «Это мать меня от телёнка отводит», — думал Емеля, подползая всё ближе и ближе.

(40)              Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился. (41)Емеля снова подполз со своей винтовкой. (42)Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.

—              (43)Не уйдёшь от телёнка, — шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя в течение нескольких часов.

(44)Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. (45)Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося оленёнка; старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы. (46)Ведь всё равно не уйдёт от него олень... (47)Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую собою мать. (48)Лыско, как тень, ползал за хозяином и, когда тот совсем потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим горячим носом. (49)Старик оглянулся и присел. (50)В десяти саженях от него, под кустом жимолости, стоял тот самый жёлтенький телёнок, за которым он бродил целых три дня. (51)Это был прехорошенький оленёнок, всего нескольких недель, с жёлтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперёд, когда старался захватить веточку повыше. (52)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному...

(53)Ещё одно мгновение, и маленький оленёнок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала телёнка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. (54)Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружьё. (55)Оленёнок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. (56)Емеля быстро поднялся и свистнул, — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

—              (57)Ишь какой бегун... — говорил старик, задумчиво улыбаясь. — (58)Только его и видел: как стрела... (59)Ведь убежал, Лыско, наш оленёнок-то? (60)Ну, ему, бегуну, надо расти... (61)Ах ты, какой шустрый!..

(62)Старик долго стоял на одном месте и всё улыбался, припоминая бегуна.

(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)

* Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) — русский прозаик и драматург

 

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)    Старый охотник Емеля жил у самого леса с шестилетним внучком Гришуткой и собакой Лыско, одной из лучших охотничьих собак в Тычках.

2)    Старик не стал убивать оленёнка, потому что привык охотиться только на взрослых животных.

3)    Олень испугался охотника, но не скрылся от него в лесной чаще, а старался держаться на виду, чтобы защитить своего детёныша.

4)    Емеля отправился искать телёнка, потому что его корова ушла в лес и заблудилась там, а без неё было сложно прокормить семью.

5)    Оленёнок видел охотника, но не испугался его, так как знал, что рядом мама, которая его защитит, и продолжал ходить около куста, общипывая листочки.

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1)     В предложениях 6-8 представлено рассуждение.

2)     Предложения 28-30 объясняют содержание предложения 33.

3)     В предложении 51 содержится описание.

4)     Предложение 53 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 54.

5)     В предложениях 59-61 представлено повествование.

 

24. Из предложений 28 – 36 выпишите один фразеологизм.

 

25. Среди предложений 48 – 53 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).

 

26. «Наиболее точно и ярко описать изменения, происходившие с мальчиком во время болезни, автору помогает троп — (А)___(„внучонок таял“ в предложении 12) и лексическое средство — (Б)____(„не по дням, а по часам“ в предложении 12). Передать переживания и мысли деда, готового на всё ради спасения любимого внука, помогают синтаксические средства: (В)____ (предложения 48, 58) и (Г)____ (предложения 14, 52)».

Список терминов:

1)     эпитет

2)     сравнительный оборот

3)     восклицательные предложения

4)     метафора

5)     фразеологизм

6)     лексический повтор

7)     парцелляция

8)     ирония

9)     ряды однородных членов предложения

 

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4239992

Кто на сайте

Сейчас 42 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp


 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Официальный сайт Рособрнадзора
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
  • Смоленская область: «Экзамены для девятиклассников продолжаются»
  • Мурманская область: «Экзамен по обществознанию в 9-х классах прошел без нарушений»
  • Краснодарский край: «Первые экзамены прошли в штатном режиме»

Новости ЕГЭ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Официальный сайт Рособрнадзора
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
  • Смоленская область: «Экзамены для девятиклассников продолжаются»
  • Мурманская область: «Экзамен по обществознанию в 9-х классах прошел без нарушений»
  • Краснодарский край: «Первые экзамены прошли в штатном режиме»
  • Ростовская область: «Первые экзамены основного периода ЕГЭ прошли в штатном режиме»
  • Брянская область: «Основной период ОГЭ продолжает экзамен по обществознанию»

Ассоциация "Гильдия словесников"