-
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Я отправился за горо(д/т) в лес погл..деть, заметно ли там прибл..жение в..сны. День был яс..ный, солнеч..ный. Х..р..шо в л..су в эту предв..сенн.. пору. В..сна чу..ствует..ся только в воздух.. . Со..нце сл..пит глаза. Небо по-в..сеннему голубе..т плывут лё..кие белые обл..ка. З..мля ещё покрыта льдом и снегом д..рев..я тоже укрыва..т сне(г/к).
Я шёл по л..сной тр..пинк.. и гл..дел по ст..р..нам. (4) Вот и ш..рокая п..ляна(1), где кажд. в..сну токуют тетерева. Я зам..р от уд..вления: сколько на ней заяч..их сл..дов! Теперь зайц.. нере(д/т)ко разгулива..т (2) днём: выб..гут на п..лянку и гре..т..ся на ласковом(3) солнышк.. .
2. Выполните языковые разборы:
(1) – фонетический разбор: поляна
(2) – морфемный разбор: разгуливает
(3) – морфологический разбор: (на) ласковом
(4) – синтаксический разбор предложения: Я шёл по л..сной тр..пинк.. и гл..дел по ст..р..нам.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Алфавит, документ, звонишь, свекла.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из
известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
С давних времён Русь славилась хвойными и лиственными лесами.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Маши почти каждое растение содержит в себе целебные соки
2) Маша ответила что морские водоросли содержат много минералов
3) Дмитрий Сергеевич объявил Маша подготовила сообщение о морских растениях
4) Маша в чём польза морских водорослей для человека
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы
сделали свой выбор.
1) Давайте разучим к конкурсу бальных танцев венский вальс!
2) Ты Олег теперь будешь танцевать в паре с Таней.
3) Шагни вперёд с левой ноги и сделай поворот!
4) Олег занимается бальными танцами уже два года.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Друзья познаются в беде и об этом все знают.
2) Друг всегда поможет в трудную минуту и выручит тебя.
3) Настоящая дружба растёт и крепнет год от года.
4) Друг поймёт тебя с полуслова и даже без слов.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.
Текст 2
(1)В московском зоопарке на одной из просторных, огороженных полян жила вместе большая компания зверей. (2)Компания довольно необычная: два волка, бурый медведь, три барсука, шесть уссурийских енотов и столько же лисиц. (3)Поселили их вместе в пору ранней звериной юности. (4)«Что вы делаете! – говорили некоторые посетители. – Подрастут ваши звери, и обязательно природа своё возьмёт!»
(5)Прошло два года, звери выросли, а природа никак «своего не брала». (6)По какому-то молчаливому соглашению вся компания подчинялась строгой и «распорядительной» волчице по кличке Дикта. (7)Но забот у неё было немного: мир нарушался редко. (8)Вся компания одновременно получала общий корм, но даже во время трапезы всё обходилось благополучно. (9)Напрасно любители сильных ощущений часами простаивали у поляны, ожидая, не начнётся ли всеобщая потасовка: «разноплеменные» обитатели поляны ни разу не переходили на «военное положение».
(10)Звери с раннего возраста привыкли друг к другу. (11)У каждого из них ещё
с юности выработался ряд условных рефлексов, не допускающих перехода тех границ
в отношениях животных, за которыми могут последовать серьёзные ссоры. (12)Лисица,
например, выросшая с волчатами, никогда не посмотрит на мясо, которое ест волк.
(13)Проходя мимо, она всегда отвернётся. (14)Этот опыт совместного воспитания животных наглядно показывает: природное поведение зверей может меняться под влиянием человека.
(По П. Мантейфелю)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что звери благополучно жили вместе большой компанией? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−8 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 10−12 найдите слово со значением «количество прожитых лет, период в жизни человека, животного». Выпишите это слово.
12. В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «поздняя» и выпишите его.