Герои романа "Преступление и наказание"
Лектор – Павел Евгеньевич Фокин, заведующий отделом Государственного музея истории
российской литературы имени В.И. Даля «Музей-квартира Ф.М. Достоевского»
• • •
По мере того как развёртывается повествование, образ Петербурга усложняется, ширится, становится символом страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения, где торжествует бессовестная торгашеская мораль, где все продается и покупается. На страницах романа появляется целая галерея «деловых людей», паразитирующих на человеческом горе. Одни мелькают мимолетно: мошенник Кох, скупающий у старухи-процентщицы просроченные вещи; содержатель распивочной Душкин (он и краденое прячет); купец Юшин, который сдает дешевые номера — «грязь, вонь, да и подозрительное место», Луиза Ивановна, Дарья Францевна, торгующие женщинами, и т. д.
С другими автор романа знакомит нас обстоятельно, обнажая их психологию. Достоевский с нескрываемой неприязнью рисует Лужина — немолодого господина, «чопорного, осанистого, с осторожною и брезгливою физиономией», который «состоит на линии жениха». Это Чичиков эпохи 60-х годов, Чичиков, способный на любое злодеяние.
Достоевский вложил в уста негодяя Лужина теорию «разумного эгоизма», но до того искаженную, что она превратилась в свою противоположность — в теорию личного обогащения. «Возлюби прежде всех одного себя» — вот к чему сводит Лужин эту теорию. Он разбогател и «пуще всего боялся... вот уже несколько лет обличения». Как истинный делец, Лужин в зависимости от своих интересов то заискивает у «молодых поколений», то грозит судом этим «отъявленным безбожникам, возмутителям, вольнодумцам».
В отличие от Лужина и ему подобных Свидригайлов — фигура не только отталкивающая, но и трагическая. Он прошел «жизненную школу» в петербургских притонах; неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Но нельзя видеть в нем злодея — и только. Достоевский окутывает жизнь Свидригайлова тайной. Читатель не может твердо сказать, какие злодеяния действительно совершил Свидригайлов, в чем он повинен, а что порождено больным воображением или клеветой. Во всяком случае, в душе этого человека под спудом пороков еще теплится искра добра.
Душу Свидригайлова пробудила любовь к Дуне. После того как он неожиданно для самого себя пожалел ее, в нем словно что-то перевернулось. Заговорила совесть. Жертвы прежних преступлений возникли в его лихорадочно возбужденном воображении. И Свидригайлов уходит из жизни, напоследок спасая от нищеты и гибели Соню, сирот Мармеладовых и свою невесту.
Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно присутствует в больных грезах Раскольникова. Но сама она появляется в романе лишь дважды. И оба раза возникает из мрака: «...только виднелись ее сверкающие из темноты глазки». В зловещем образе старухи переплетаются черты обыденные с фантастическими (как в пушкинской графине из «Пиковой дамы»): «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая... На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье... Старушонка поминутно кашляла и кряхтела». Напоминает она и Бабу Ягу или злую ведьму из народных сказок. «Такая маленькая и гаденькая», она бьет и держит в рабстве свою сестру-великаншу, простодушную Лизавету. Ростовщица скаредна и безжалостна: дает за вещи, принесенные в заклад, четвертую часть их настоящей цены и дерет непомерные проценты. А накопленные богатства по завещанию назначены в монастырь, «на вечный помин» бессовестной старухиной души.
Таков мир, где мечется в поисках выхода изнемогающее сознание Раскольникова. Этот человеческий мир так бесчеловечно устроен, что кажется иногда бредом безумца. Не случайно последнее — перед преступлением — потрясение, испытанное Раскольниковым, это сон. Помните: герой видит себя ребенком лет семи и глазами ребенка смотрит, как пьяный, краснорожий парень под хохот толпы забивает насмерть «маленькую, тощую саврасую крестьянскую клячонку». Похожую сцену вы уже встречали в стихотворении Некрасова «О погоде» (1859). Может быть, этим стихотворением и навеяна картина сна в романе. Во всяком случае, Достоевский здесь идет за Некрасовым в изображении торжествующего насилия и безропотного страдания. Сон дышит явью, он правдоподобен во всех деталях и все же остается бредовым видением, ибо несовместим с нормальными человеческими представлениями.
"Преступление и наказание" Ф.Достоевского
«Тварь ли я дрожащая, или право имею?» Теория Раскольникова.
«Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Крушение теории.
«Я себя убил, а не старушонку». Наказание преступника.
«Восстановление погибшего человека».
Источник:
М.Г.Качурин, Д.К.Мотольская Русская литература. Учебник для 9 класса средней школы/под.ред. Н.Н.Скатова - М.: Просвещение, 1988.