В первую очередь необходимо выучить правило. Оно звучит так:
- ко 2 спряжению относятся все глаголы на - ить, кроме брить, стелить.
+ 7 глаголов на - еть: терпеть, вертеть, обидеть,
зависеть, ненавидеть,
видеть, смотреть
+ 4 глагола на - ать: гнать, держать, дышать и слышать
- все остальные глаголы (на - оть, - ыть, - уть, - ать (кроме 4 исключений), - еть (кроме 7 исключений), + брить, стелить.
Заучивая это правило (а его обязательно надо выучить, поверь моему опыту), воспользуйся следующими советами:
- слова-исключения надо выучить в том порядке, в котором они записаны. Если ты выучишь их в разбивку, то сложно будет при быстром письме их вспомнить и проверить нужное слово: ты обязательно что-то пропустишь. При проверке глагола на исключение надо быстро проговорить весь ряд: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть,смотреть. Как скороговорку!
- я специально 7 глаголов на - еть написала лесенкой: учить их надо с паузой между "ступеньками": так легче запомнится.
Схема помогает освоить алгоритм действий.
Попробуй проделать несколько упражнений.
1) Объясни, почему именно эта гласная стоит в окончании глагола.
1.1. Строим; гоните; борются; решаем; видите; раскаемся; почуют; зависите; растаете; клеят; стелются; выправят; ропщут; выдерживают; выдержат; дышим; стелете; веют; управляете; едете; управитесь; похвалят; расправят; построите; постелете; пляшут; смотрят; дышат; лечат; дремлете; развеете; дремлют; плачут; лаете; клокочут; колеблются; полют; трепещете; жалят; значат; клеят; гонят; видите; видим; пилят; колеблются.
1.2. Строим дом; клеят игрушки; веет холодом; гоняем мяч; ветер гонит; не слышишь шорохов; не слушаешь радиопередач; встретишь отца; встречаешь гостей; снег не тает; колет в боку; борются с вредителями; реет флаг; едем полем; бормочут ручьи; не отыщешь в траве; грохочет в небе; увидишь с круч; постелешь постель; дышишь ароматом; ищет собачку; не посмотришь фильм; выскочит из дома.
2) определите спряжение глаголов, поставьте гласную в окончании. Проверьте.
Образец: строить (II спр.) – строит
Таять – он та…т, видеть – он вид…т, клеить – он кле…т, чуять – он чу…т, бороться – они бор…тся, ездить – ты езд..шь, стелить – они стел…т, чувствовать – ты чувству…шь, посвящать – вы посвяща…те, колыхаться – он колыш…тся, развеять – они разве…т, слышать – вы слыш…те.
3). От данных глаголов образуйте указанные формы.
Слышать – 2 л.ед.ч. и 2 л. мн.ч.
Шептать – 3 л.ед.ч. и 3 л. мн.ч.
Вылечить - 3 л.ед.ч. и 2 л. мн.ч.
Расколоть – 1, 2 и 3 л. мн.ч.
Колыхаться - 2 л.ед.ч. и 3 л. мн.ч.
Назначать - 2 л.ед.ч. и 2 л. мн.ч.
Назначить - 2 л.ед.ч. и 2 л. мн.ч.
4). Поставьте гласную в окончании глагола, указав в скобках спряжение глагола.
Таять – он тает, видеть (искл.)– он видит, клеить – он клеит, чуять – он чует, бороться – они борются, ездить – ты ездишь, стелить (искл.)– они стелет, чувствовать – ты чувствуешь, посвящать – вы посвящаете, колыхаться – он колышется, развеять – они развеют, слышать (искл.)– вы слышите.
< Предыдущая |
---|