...
История создания. Пушкин писал роман более семи лет (1823 - 1830). Первоначальный замысел романа за это время не оставался неизменным. В набросках общего плана значилось девять глав; однако в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) А.Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина". А.Пушкиным была написана и десятая глава "Евгения Онегина" - своеобразная историческая хроника преддекабристской эпохи. Однако рукопись десятой главы автор сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков. В канонический текст романа десятая глава не входит. |
|
|
|
Сюжет и композиция романа. Рассказывая о герое, автор все время выглядывает из-за его плеча, напоминая читателю о том, кто рассказывает. К сюжету Онегина, заданному первой строфой романа (размышления Онегина на пути к дядюшке), уже во второй строфе добавляется сюжет автора. Сложным взаимоотношением двух сюжетов - сюжета автора и сюжета героев (или, по словам исследователя романа С.Бочарова, "романа автора" и "романа героев") - определяется своеобразие художественной структуры романа. Сюжетная симметрия. Зеркальное отражение сюжета первых семи глав в восьмой , заключительной. История Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, а "проповедь " Онегина - "уроком", который, в свою очередь, дает герою Татьяна. |
|
|
Сюжетные "рифмы". Фантастический сон Татьяны и деревенский бал по случаю именин, ссора Ленского и Онегина в сюжете сна Татьяны и дуэль героев в шестой главе. Отметим, что сон играет также исключительно важную роль в изображении внутреннего мира Татьяны - это едва ли не единственная в романе развернутая картина психологического состояния героини. Фантастический сон вбирает в себя как элементы "страшных" готических сюжетов (чудища, маски и т.п.), явившихся из мира литературы, так и традиционные для фольклорных произведений обряды (медведь, лес, ручей, изба). Композиционная роль сна - в связывании предшествующих глав с драматическими эпизодами шестой главы: ссорой Онегина и Ленского, дуэлью, гибелью Ленского. Более того, предметная детализация, "общая", для кошмарного сна и "праздничной" яви, заставляет ассоциативно связывать "уродов с того света" и веселых гостей Лариных: ... Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,Людская молвь и конский топ!(глава третья)• • • ...В гостиной встреча новых лиц, Лак мосек, чмоканье девиц,Шум, хохот, давка у порога...(глава пятая) |
"Энциклопедия русской жизни" 20-х годов XIX века (В.Белинский) Показаны: быт, нравы. мировоззрение различных слоев дворянства (петербургский "свет", московское и провинциальное дворянство); жизнь крестьянства; политическая борьба; экономика, история, культура первой четверти XIX века; судьба дворянской молодежи. В романе мы видим и внешние приметы эпохи: моды, образ жизни людей разных социальных групп, даже меню роскошных ресторанов. Узнаем о культурной жизни дворянской интеллигенции (книги, найденные в усадьбе Онегина Татьяной), споры Онегина и Ленского дают представление об умственной жизни. Они затрагивают философские, идеологические, политические, экономические проблемы своего времени. Благодаря пушкинскому роману мы многое узнаем и о театральной жизни страны 20-х годов XIX века. Эти и многие другие сведения, которые дает пушкинский роман, воссоздают национально-исторический фон эпохи, на котором разворачивается жизнь героев. |
В.Белинский о Татьяне Лариной. Ф.Достоевский о Татьяне Лариной. |