Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Упражнения по теме "Причастия"

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 50
ХудшийЛучший 

Упражнения для контроля сформированности у обучающихся умений, формируемых при изучении темы "Причастия"

 

Самостоятельная работа № 1.

1). Найти словосочетание «прич. + сущ.»

1. чернеющая пропасть                                              6. мокрый снег
2. черная ночь                                                           7. синее небо
3. белого снега                                                          8. поспевающий крыжовник
4 спелый крыжовник                                                  9. лаявшая собака
5. теплый дождь                                                        10. темный горизонт

2). Найти словосочетания «прилаг.+ сущ.»

1. стоящий мальчик                                                      6. болотная вода
2. засеянное поле                                                         7. горячая печь
3. летящая птица                                                          8. спеющая ягода
4. светлое небо                                                            9. мелкий брод
5. собранные грибы                                                      10. последний лист

3). Найти словосочетания «прич. + определяемое слово»

1. служащие родине                                                        6. рассказанного стариком
2. растаявшие льдины                                                      7. скошенные косой
3. построенные арендаторами                                          8. исследованной местностью
4. с обрадованными ребятишками                                     9. прочитавшего книгу
5. разбросанные ребенком                                               10. светящиеся окна

4). Найти словосочетания «прич. + зависимое слово»

1. разведанная геологами                                                   6. дремлющего океана
2. освещенная луной                                                          7. замешанные в преступлении
3. обнаруженного противника                                             8. пенящиеся струи
4. расчищенная школьниками                                              9. колеблющиеся от ветра
5. в написанных словах                                                       10. стоящей лампы

5). Найти словосочетания с действительным причастием

1. написанная учеником                                                       6. проверенная учителем
2. распиленная плотником                                                   7. плескавшиеся волны
3. ведущая в парк                                                                8. построенный дом
4. посаженные весной                                                         9. покрашенный краской
5. опрокинутый котенком                                                    10. летящим самолетом

6). Найти словосочетания со страдательным причастием

1. на пестреющем лугу                                                       6. сидящая девочка
2. о движущемся предмете                                                 7. засыпанные аллеи
3. опавшие с тополя                                                            8. у потревоженных птиц
4. отнятая игрушка                                                             9. рассказывающие о путешествии
5. разлившаяся по небу                                                      10. борющийся за свободу

Самостоятельная работа № 2.

1).  Спиши, вставив пропущенные буквы

Бор…щийся народ, держ…щий знамя, развева…щийся по ветру, стро…щий школу, та…щий снег, кол…щий предмет, пол…щий огород, кол…щий дрова, ро…щий канаву, дремл…щий великан, колебл…щийся тростник, дежур…щий милиционер, скач…щие на конях, маяч…щие огни, стел…щийся туман, колыш…щиеся отражения, готов…щие выступление.

8). Спиши, вставив пропущенные буквы

Слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, огражда…мый от невзгод, колебл…мый ветром, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями, оберега…мый товарищами, невид…мый глазом, обижа…мый братом, ожида…мого поезда, освеща…мый светом, согрева…мый солнцем.

Самостоятельная работа № 3.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые. Причастные обороты выдели.

1.  К реке сбегает тропинка едва вид…мая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаря…мая луной. 3. Шелестит камыш чуть колебл…мый ветром. 4. Чьи- то голоса слыш…мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Пригиба…мая ветром трава ложилась на землю. 6. Всадник скач…щий на коне показался за бугром. 7. Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня. 8. Не  та…щий  на крыльце снег приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность. 10. Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее.

Самостоятельная работа № 4.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Слыш…вший шорох, прав…вший конями, обид…вший ребенка, раста…вший снег, увид…вший паука, направ…вший пешехода, постро…вший дом, ужал…вшего малыша, ла…вшей собаки, об отта..вшей земле, завис…вший от обстоятельств, ненавид…вший врагов, с встрет…вшимся другом, рассе…вший сомнения.

С 2 словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Самостоятельная работа № 5.

Спиши, расставляя запятые.

Осенний лес.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик прокличут в небе журавли пролетающие косяком.

Что-то грустное прощальное слышится и видится в осеннем лесу наполненном тишиной. Идешь по такому лесу расцвеченному красками и поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен и чист воздух прозрачна вода в лесных ручьях. Еще цветут осенние поздние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Иногда затрещит в лесу дрозд застучит дятел сидящий на сухом дереве. Еще зеленый стоит на краю леса старый развесистый дуб роняющий на землю спелые желуди.

Самостоятельная работа № 6.

Замените, где можно, придаточные предложения причастными оборотами, поставьте необходимые знаки препинания.

1. Наступил день, которого мы давно ожидали. 2. Жизнь, которая прошла без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания. 3. Книги я брал в городской библиотеке, которую основал еще А.П.Чехов. 4. Ум, когда он направлен на одно отрицание, бледнеет, сохнет. (Тургенев И.С.)  5. Крупный дождь, который успел прибить пыль, но не успел навести грязь, перестал. 6. Нет слаще покоя, чем тот, что покупается трудом.(Чехов А.П.) 7. Завтра мы должны были соединиться с ополченцами, что шли нам навстречу. 8. По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу побледнели.

Самостоятельная работа № 7.

Спишите, вставляя окончания.

1. В узкое оконце виднеется заросш…  кустарником устье реки. 2. Путешественники свернули с дороги к речке, разливш…ся в этом месте. 3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиг в дни Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут в рассказах и легендах, в шелесте берез над заросш… окопами. 4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш…  в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя. 5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о космосе.

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4297094

Кто на сайте

Сейчас 63 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp


 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Д.Э.Розенталь Справочник по правописанию и стилистике


К уроку русского языка на других сайтах

_______________________________
___________________________________
.
Раздел "Русский язык"
______________________________________

Мир словарей

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

Ассоциация "Гильдия словесников"