Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Многозначные слова и омонимы.

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 13
ХудшийЛучший 

Презентация к уроку на тему "Многозначные слова и омонимы" 5 класс. Использованы материалы из учебника "Русский язык. Лексика. 5 класс" В.В.Репкина и др.

Слово учителя:
- Каждое слово обязательно что-нибудь называет, т.е. оно имеет ..?.... (лексическое значение).
- Вот, например, слово стул. Почему разные, на первый взгляд, предметы имеют одно название? Что их объединяет?
- Но может ли у одного и того же слова в разных случаях быть разное лексическое значение – может ли, скажем, одно и то же слово называть разные предметы?
Сравните два предложения: Под дугой звенят колокольчики и На поляне цвели колокольчики.
- Слово колокольчики имеет в них одно и то же значение или разные?
- Охарактеризуйте предмет, который это слово называет в первом случае.
- А во втором – это тот же предмет или другой?
- Выясните по словарю, может ли у слова колокольчик быть еще какое-нибудь значение?
- Если слова, которые имеют одно значение, называют однозначными, то как можно назвать слова, которые имеют несколько значений?
- Проверьте с помощью толкового словаря, являются ли многозначными слова скворец и кувшин. Как вы поняли, что это однозначные слова?
- Как вы думаете, каких слов в языке больше многозначных или однозначных?
- Сколько же может быть значений у многозначного слова? Вот, например, сколько значений у слова корень?
Оказывается, значений может быть у слова и пять, и восемь, и десять, и двенадцать, и четырнадцать, и даже более двадцати. Попробуйте дома найти примеры таких слов в словаре.
- Многие самые привычные и хорошо известные выражения возможны только благодаря многозначности слова. Так, мы отлично понимаем, о чем нам говорят, услышав, что часы идут, хотя знаем, что ног у них нет и они висят (или лежат) на месте. Порой таким приемом пользуются писатели. Давайте прочитаем стихотворение И.Токмаковой «В чудной стране» и подумаем, почему стихотворение получилось смешным. За счет чего некоторые слова в нем оказались двусмысленными?
- Слайд 11. Прочитайте предложения. Как вы видите, в них повторяется одно слово. Одинаково ли его лексическое значение во всех предложениях? Но есть ли что-то общее во всех этих значениях? Запишите предложения.
- Давайте определим по толковому словарю, сколько значений у слова ключ? Что общего во всех этих значениях? Но запись этого слова какая-то странная: оно пишется два раза, в разных словарных статьях. Нам надо научиться различать многозначные слова и омонимы. Запишите определение понятия омонимы.
- Итак, признаком однозначного слова является …?... (наличие одного лексического значения). Признаком многозначного слова - ….? Признаки омонимов? (одинаковое звучание, одинаковое написание, разные значения)
- Найдите в словаре по одному примеру и оформите запись следующим образом:
Слово …… является однозначным, так как ….. или
Слово …… является однозначным, потому что ….. и т.д.
- Чаще всего омонимы встречаются среди существительных (лук – растение, лук – оружие). Но немало их и среди глаголов, например: топить («поддерживать огонь в чем-либо») (топить печь), топить – «нагревая, плавить» (топить масло) и топить - «заставлять тонуть» (топить корабли). Есть омонимы и среди прилагательных, например: славный – «достойный славы» (славный воин) и славный – «хороший» (славный мальчик). -
Выполните упражнение (слайд 17).
Вложения
Download this file (Mnogozn_slovo.rar)Mnogozn_slovo.rar[ ]327 Kb
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4239894

Кто на сайте

Сейчас 65 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp


 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Д.Э.Розенталь Справочник по правописанию и стилистике


К уроку русского языка на других сайтах

_______________________________
___________________________________
.
Раздел "Русский язык"
______________________________________

Мир словарей

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

Ассоциация "Гильдия словесников"